Узнать цену работы
Статьи по теме

Основные виды, формы и методы контроля

Виды контроля

Формы контроля

Методы контроля

Виды контроля

Контроль – одна из обязательных частей учебного процесса. Функционально выделяют 4 разновидности контроля, в том числе:

  • Предварительный – диагностический комплекс направленный на выявление потенциала ученика, а также проверку уровня умений и знаний. В учреждениях, работающих по классической программе, данный вид контроля применяется в первой четверти года, а также перед началом изучения очередной темы. Сложно переоценить его значение в виду высокой информативности. От того, насколько полно учеником был усвоен пройденный материал, зависит то, как будет преподносится новая информация.

При отсутствии у педагога информации о степени усвоения материала, он не имеет возможности анализировать учебный процесс и управлять им. Методы предварительного контроля позволяют зафиксировать уровень полученных знаний, что требуется для ведения статистики и оценки «прироста» знаний. Также он показывает насколько полно и быстро усваивается преподаваемый материал, позволяя педагогу проводить анализ собственной деятельности и при необходимости менять тактику на более эффективную.

  • Текущий – выполняется в ходе учебного процесса непосредственно в урочное время. Данный вид контроля позволяет произвести классификацию степени «зрелости» навыков, знаний и умений обучающегося в настоящий момент времени. Благодаря своевременному и полному контролю удается отследить недостаток знаний и проблемы, ставшие причиной возникновения пробелов. Выявленные на ранних этапах сложности, легко устранить и восполнить недостающие знания. Основной задачей текущего контроля можно назвать организацию обратной взаимосвязи между учеником и учителем.

Обратная взаимосвязь позволяет получать полноценные сведения о степени и скорости усваивания ранее неизвестной информации. Кроме сведений об усвоении новых данных, обратная взаимосвязь позволяет взять под полный контроль учебный процесс в целом. Средствами текущего контроля являются опросы и тесты. Методики устного опросного текущего контроля безостановочно совершенствуются, педагоги вводят в практику новые методы и совершенствуют существующие.

Контрольные тесты формируются с учетом охвата учебного процесса в периоде последней недели или 2-3 тем. По окончанию работ обязательно проводится их всесторонний анализ.

  • Периодический контроль требуется для систематизации полученных знаний и осуществляется по окончанию одной из логических частей темы или раздела, а также в конце каждой четверти. Данным методом удается контролировать процесс усвоения знаний.
  • Итоговый контроль необходим для обозначения финальных результатов по итогам обучения. Он позволяет вывести систему и закрепить материал полученный в процессе обучения. Осуществляется по завершению учебного года или курса, чаще представлен экзаменами.

В настоящее время для осуществления итогового контроля все чаще применяются компьютерные технологии, позволяющие широко использовать сложные педагогические программы. Чаще всего ученикам предлагается ответить на ряд вопросов, при этом они могут выбрать ответ из нескольких предложенных, один или несколько из которых обязательно правильные.

Являясь более объективными судьями, компьютеры исключают возможность выявить имеющиеся проблемы учащегося. В данном случае исправить недочеты под силу только квалифицированному педагогу.

Формы контроля

Известно пять форм контроля, считающихся ключевыми и зависящих напрямую от специфики и структуры учебной деятельности:

  • Фронтальная форма – быстрые, короткие ответы учеников на задаваемые преподавателем вопросы касающиеся небольшого отрезка пройденного материала, допускается работа «с места»;
  • Групповая форма – затрагивается определенная часть присутствующих в классе, допускается участие всего коллектива;
  • Индивидуальная форма – опрос в форме диалога с конкретным учеником;
  • Комбинированная форма – сочетание всех перечисленных форм;
  • Форма самоконтроля – контроль с использованием техники обратной внутренней связи.

Методы контроля

Под методами контроля подразумеваются оценочные способы анализа процесса обучения и педагогической деятельности. В числе основных методов следует отметить: опросы, наблюдение, зачеты, контрольные работы, экзамены.

Регулярное наблюдение за деятельностью обучающихся позволяет преподавателю составить детальную схему и полностью проанализировать то, как ученик относится к учебе, а также насколько хорошо он усваивает преподаваемый материал. Наблюдение является хорошей базой для планирования и организации доступной модели преподавания.

Опросная методика подразделяется на фронтальную (общие вопросы всем ученикам), индивидуальную (диалоговая форма общения, вызов к доске и т.п.) и комбинированную (ученики вызываются группами и разделяются на тех, кто отвечает устно или письменно). Положительными моментами опроса комбинированного типа является открывающаяся возможность продиагностировать сразу несколько человек, не затрачивая большой объем времени. Уместно использование данного способа при проведении проверки степени усвоения материала, по окончанию определенного периода обучения.

Письменные работы могут проходить в виде контрольных, самостоятельных домашних заданий и т.д. Превосходными методами итогового контроля являются используемые в старшей школе зачеты и экзамены. Система зачетов позволяет систематизировать и учитывать объем полученных знаний, в то же время экзамены являются отличным индикатором качества работы преподавателя.

Смотрите также:

Все о приемах воспитания

Узнать цену работы
Узнай цену
своей работы
Нужны оригинальность, уникальность и персональный подход?
Закажи свою оригинальную работу
УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ