Узнать цену работы
Статьи по теме

Основные виды рынков в маркетинге

Типология конкурентных рынков

Чистая монополия

Олигополия

Монополистическая конкуренция


Экономическая теория предлагает большую классификацию рынков. Есть множество признаков, по которым одни отличаются от других. Но, когда речь идет о маркетинге, компанию интересуют лишь те разновидности, на которых она вступает в конкуренцию с другими фирмами. Исследование конкурентного рынка важно для выработки маркетинговой стратегии, цель которой – иметь превосходство над другими предприятиями в одном и том же рыночном сегменте.

Типология конкурентных рынков

1. Чистой (совершенной) конкуренции;

2. Чистой монополии;

3. Олигополистический;

4. Монополистической конкуренции.

Совершенная конкуренция

Совершенная конкуренция представляет собой скорее абстрактную, чем реальную модель. Она рассматривается в экономической теории, но на деле в чистом виде не существует.

Свойственные ей черты:

• Выходных/входных рыночных барьеров нет. Компании свободно выбирают тип товара, который будут выпускать и продвигать на рынок, а при отсутствии спроса на него – так же просто выводить из ассортимента;

• Одноименные товары качественно однородны. Бракованная продукция отсутствует, а наименование продукта соответствует его качественным характеристикам. Например, майонез и майонезный соус;

• Каждый продавец и покупатель имеет максимально полную информацию обо всех ценовых предложениях в конкретный момент времени.

Чистая монополия

Когда компании обладают ограниченным ресурсом, эксклюзивным патентом, они могут производить товар, который другие предприятия изготовить неспособны. Монополия имеет место и тогда, когда происходит вытеснение или поглощение конкурентных фирм. Нередки сговоры между компаниями. В некоторых отраслях монополия естественна и экономически обоснована. Часто это вызвано тем, что государство является собственником ограниченных ресурсов типа нефти, электричества.

На рынке чистой монополии продавец конкретного товара действует в лице единственной компании. Монопольное предприятие определяет объемы реализуемой продукции (предложение), её стоимость и качество. Ввиду того, что покупатель ограничен в выборе конкретного товара (ведь других фирм, предлагающих аналог, попросту нет), ему приходится соглашаться на условия монополиста.

Когда продавец на рынке один, он диктует условия покупателям. Если же предприятий много, но крупная фирма всего лишь одна, именно она определяет цену и качество товара, который будут приобретать более мелкие субъекты рынка. Такое явление называется монопсонией.

Олигополия

В отличие от монопсонии, где крупная организация представлена в единственном числе, на олигополистическом рынке их несколько. Их состав и количество остается прежним на протяжении долгого периода времени. В качестве примера можно назвать рынок производителей самолетов.

Монополистическая конкуренция

В этом случае производителей много, а выпускаемые ими товары разнообразны. Каждый продавец представляет конкурирующую продукцию. Выйти на рынок несложно – выходные барьеры нельзя назвать высокими. Если товаров много, как и производителей, почему же конкуренция названа монополистической. Дело в том, что каждый продукт имеет и схожие черты, и свои особенности, что отличает его от аналогичного предложения другой компании.

Рынок лекарственных средств – яркий и доступный для понимания пример монополистической конкуренции. Препараты реализуются огромным количеством продавцов. Попасть на такой рынок несложно. Суть товара одна – лекарственные средства. Между тем, они отличаются друг от друга свойствами, побочным эффектом, составом и другими не менее значимыми характеристиками.

Чистая монополия выгодна производителям, а монополистическая конкуренция – потребителям. В чем же заключаются преимущества?

1. Фирмы постоянно конкурируют между собой, поэтому качество и количество товара неизменно растет;

2. Когда на рынке много продавцов, риск монополии минимален, а, значит, и ценовых сговоров будет меньше;

3. Товаров продавцы предлагают много. Чтобы покупатель заинтересовался продуктом конкретной компании, та должна прорекламировать продукт с наиболее выгодной для потребителя позиции. Такой подход позволяет фирмам привлечь покупателей и занять свою долю на рынке. Чем больше клиентов, тем больше доля.

Смотрите также:

Общая теория спроса

Теория равновесия

Виды потребительских рынков

Узнать цену работы
Узнай цену
своей работы
Нужны оригинальность, уникальность и персональный подход?
Закажи свою оригинальную работу
УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ