Узнать цену работы
Статьи по теме

Особенности организационной структуры управления маркетингом

Линейный тип организационной структуры

Функциональная разновидность

Матричная система


Чтобы компания успешно функционировала на международной арене и реализовывала все функции маркетинга, нужно создать или выбрать подходящую управленческую структуру. Под ней понимают внутреннее строение фирмы – горизонтальные и вертикальные связи между руководством, коллегами и подчиненными с четким делением прав и обязанностей и выделением зоны ответственности.

Масштаб структурных органов каждая компания определяет самостоятельно. Это может быть:

• Отдел;

• Департамент;

• Конкретный сотрудник.

Эффективная реализация маркетинговых функций на международной арене – основное требование, которому должна соответствовать организационная управленческая структура. Она имеет несколько уровней, на каждом из которых – разное число ячеек. Их вид и расположение, связи и подчиненность, обязанности и права отражаются в структуре управления.

Как только компания вышла на международный рынок, нужно пересмотреть, как осуществлялось управление маркетингов раньше, и выбрать новую либо модернизировать старую модель. Необходимость таких изменений определяется сменой условий, в которых работает компания. Новое рыночное пространство – другие факторы влияния, которые требуют подстройки. К тому же, если компания приобретает международный статус, увеличивается число совершаемых ею операций, приходится затрачивать больше усилий на реализацию маркетинговых мероприятий.

В науке выделяют 3 разновидности организационной структуры:

1. Линейная;

2. Функциональная;

3. Матричная.

Критерием для классификации в данном случае выступает связь между элементами системы.

Линейный тип

Линейная система управления иерархична. Подразделения фирмы подчинены друг другу, а верхнее звено – руководителю компании. То есть нижестоящие сотрудники подчиняются вышестоящим.

Ввиду простоты и отсутствия сложных связей между элементами, такой вариант используют на небольших предприятиях, деятельность которых редко подвергается коренным изменениям. Если компания представляет свои интересы на международном уровне, линейный тип организации связей подойдет дочерним предприятиям: они сохраняют автономность, но не являются полностью самостоятельными.

Функциональная разновидность

Данный способ организации маркетинга выстроен по иерархии, как и линейный тип. Но, если в первом случае руководители и отделы могут выполнять одинаковые функции, то во втором – у каждого подразделения своё назначение. Начальники в такой системе специализируются на конкретном виде деятельности.

В чистом виде функциональная структура управления встречается редко. Причина – проблематичность при взаимодействии отделов фирмы между собой. На международном маркетинге такой вариант использовать можно, но не в полной мере, а частично, в сочетании с элементами других систем. Такой подход оптимизирует затраты на реализацию функции, если отдел, за нее отвечающий, будет расположен в стране, где это наиболее экономически выгодно.

И линейная, и функциональная способы организации внутренних связей имеют как достоинства, так и недостатки. Сложно найти предприятие, которое придерживалось бы только одной из них. При организации маркетинга фирма использует элементы из разных типов структур, создавая индивидуальную модель или по-другому смешанную. Чаще всего в международных компаниях встречается линейно-функциональная управленческая структура.

Основа такой структуры линейная, но кроме подчиненных друг другу подразделений (нижестоящие выполняют приказы вышестоящих, руководитель один) есть функциональные отделы (каждый департамент отвечает за конкретную функцию, начальники подчиняются, отвечают за работу, предоставляют информацию линейным руководителям).

Матричная система

Самый сложный вариант управленческой структуры. Но, несмотря на масштабность и множественность элементов, эта структура очень гибкая. В системе задействовано 3 способа управления:

• Линейное;

• Функциональное;

• Проектами, продуктами.

Какую бы структуру управления ни выбрала организация, важно, чтобы при этом выполнялись все функции маркетинга, причем наилучшим образом. Компания должна при этом функционировать стабильно и непрерывно. При выборе управленческой структуры стоит учитывать ориентацию предприятия. Она связана с освоением другого рынка, выпуском нового продукта или реализацией определенного функционала.

Смотрите также:

Маркетинг в компании с нуля

Особенности подбора персонала для ведения маркетинговой деятельности

Узнать цену работы
Узнай цену
своей работы
Нужны оригинальность, уникальность и персональный подход?
Закажи свою оригинальную работу
УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ