Узнать цену работы
Статьи по теме

Параметры организационной роли

  1. Масштаб роли
  2. Сложность организационной роли
  3. Отношения с другими ролями

На организационной роли сотрудника базируется выживаемость и успех работы организации. Характеризуется эта роль - масштабом управляемости, сложностью, взаимодействием с другими ролями.

Масштаб роли

Масштаб - количественная характеристика, определяемая числом выполняемых работником операций и задач.

Количество работников, объединённых под началом одного руководителя, определяют масштаб управляемости, который устанавливают на этапе проектирования организации.

На масштаб влияют следующие факторы:

  1. Количество управленческих связей. Показатель связан с типом производства и уровнем управления. На него влияет уровень однородности работ, а также в значительной степени уровень неопределённость их выполнения.
  2. Норма управляемости. Идеальная величина показателя – 7 человек, в реальности он может превышать 40. Для стабильной работы норма должна стремиться к оптимальной, но ряд исследований предполагает увеличение количества подчиненных при приближении от руководителя к работнику, производящему товар.
  3. Контроль за управленческими решениями. Важнейший аспект, без которого невозможно осуществить другие управленческие функции.
  4. Норма разнообразия информации. Принятие решений базируется на основе информации, объём которой необходимо контролировать.

Определяя масштаб управляемости, наиболее верно применять ситуационный подход, учитывая: вид выполняемой работы, организационные особенности, квалификацию работников.

На масштаб организационной роли влияют факторы, отражающие характер работ, а именно – схожесть выполняемых операций, сложность работ, удаленность объектов. Принимая во внимание уровень квалификации выделяют – уровень подготовки подчинённых и профессионализм руководителя.

При анализе факторов, характеризующих организационные особенности, учитывают:

  • Точность делегирования как прав, так и ответственности.
  • Стабильность работы организации.
  • Четкость постановки цели.
  • Уровень иерархии.
  • Наличие объективной оценки результатов.
  • Технику коммуникаций.
  • Потребность в личных контактах.

Сложность организационной роли

Сложность исполнения — качественная характеристика, определяемая уровнем требований к квалификации, влиянием на жизнеспособность структуры, ответственностью исполнителя.

Сложность обобщает информацию о неформальной стороне управления. Так, иногда люди с одинаковыми ролями, отвечают за выполнение работ, которые несоизмеримы по сложности. Расхождение в масштабах и сложности отличают одну роль от другой и определяют заработную плату исполнителей. Для оценки ситуации используют силовое поле организационных ролей (рисунок 3).

Количество градаций на осях графика зависит от числа видов ролей и применяется в значении от трёх до семи. Согласно закону Миллера, человеку сложно оценивать объекты по шкале, имеющей большее количество баллов.

Отношения с другими ролями

Взаимодействия с другими ролями определяются содержанием и количеством профессиональных контактов между сотрудниками, являясь основой организационной структуры компании.

Показатель напрямую зависит от нормы управляемости, сплоченности, организационной культуры коллектива и определяет координацию ролей. Роли разделяют на «инструментальные» и «социальные». Первые проявляются при решении производственных задач, вторые - в межличностном общении.

Возникая в коллективе между носителями социальных ролей, межличностные взаимодействия обязывают соответствовать установленному стандарту. Человек не оправдывающий ожидания коллектива подвергается осуждению либо наказанию, а справляющийся с социальной ролью - поощрения. Часто люди имеют различное представление о социальных ролях, что может являться причиной конфликтов.

Среди «инструментальных» ролей не всегда прослеживается четкая градация, однако выделяют следующие типы:

  1. Координатор. Обладатель отличных организаторских способностей, часто становится руководителем вне зависимости от опыта.
  2. Генератор идей. Талантливый, одарённый член группы,
  3. предлагает нестандартные варианты решения проблем, но не способен их реализовать.
  4. Контролёр. Уступает генератору идей в творческом мышлении, но обладает опытом, знаниями, эрудицией - потому способен определить отрицательные и положительные аспекты идеи.
  5. Шлифовальщик. Способен объединить решение проблемы с другими задачами коллектива. Имеет хорошо развитую интуицию.
  6. Энтузиаст. Наиболее активный и жизнерадостный участник коллектива, передает позитивный настрой окружающим, увлекает их на решение поставленной задачи.
  7. Искатель выгод. Посредник в коммуникациях, способствует объединению коллектива.
  8. Исполнитель. Честно и методично реализует идеи, нуждается в руководстве.
  9. Помощник. Человек, довольствующийся второй ролью в коллективе, однако способен оказывает содействие другим.

В хорошо слаженном коллективе прослеживается практически полное соответствие указанным ролям и их добросовестное выполнение. Среди законов, которым подчиняется жизнь коллектива нужно особо выделить два — сохранение достоинства, социального статуса, личного положения человека; а также компенсация недостатков одних индивидуумов способностями, знаниями, навыками других.

Узнать цену работы
Узнай цену
своей работы
Нужны оригинальность, уникальность и персональный подход?
Закажи свою оригинальную работу
УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ