Понятие и структура педагогической ситуации
Содержание:
- Определение и стадии педагогической ситуации
- Условия аналитической работы с педагогической ситуацией
- Компоненты педагогической ситуации
Определение и стадии педагогической ситуации
Определение 1
Под педагогической ситуацией понимается возникновение факта повседневности, требующего педагогического участия для формирования решения.
В отличие от задач педагогики, ситуация всегда ориентирована на взаимодействие обучаемого и педагога. В то время как задача позволяет проанализировать сложившуюся ситуацию и адаптировать её для принятия мер и решений.
Педагогическая ситуация может затрагивать как вопросы взаимодействия, так и вопросы деятельности. В первом случае большой упор делается на взаимодействии обучающихся между собой и работе педагога с ними, во втором это касается самостоятельной деятельности учащихся по решению задач, поставленных педагогом.
Каждая педагогическая ситуация индивидуальна и самобытна, но в науке сложились несколько авторитетных классификаций, вмещающих в себя большое количество ситуаций.
Для анализа педагогической деятельности, используются стандартизованные действия. Такие как:
- Постановка педагогической задачи;
- Оценка степени умышленного воздействия одного субъекта на другого, характера этого действия (специально ли было сделано, чем руководствовался субъект и т.д.);
- Выявление причин возникновения ситуации;
- Установление противоборствующих тенденций, возникающих при анализе конкретной ситуации;
- Поиск путей решения и попытка нахождения реперных точек, на которых основывается общность конфликтующих сторон (это может быть возраст, общий круг взаимодействий, интересы и т.д.);
- Индивидуальный подход к поиску решения, отказ от шаблонов;
- Принятие решение о приверженности к той или иной позиции в рамках сложившейся педагогической ситуации;
- Логическое обоснование выбора конкретной позиции и решения;
- Анализ на перспективу, предполагающий оценку возможных вариантов развития событий и эффектов ситуации для участников.
Условия аналитической работы с педагогической ситуацией
Основное требование по аналитической работе с педагогическими ситуациями заключается в формировании у педагога определённых компетенций и навыков. Таких как:
- Умение своевременно и точно оценивать причины возникновения педагогической ситуации;
- Способность самостоятельно выбрать модель взаимодействия с участниками ситуации и видение нескольких вариантов проведения и выхода из сложившихся условий;
- Умение определять педагогические ситуации, необходимые средства и методы воздействия, предпринимать меры по их интеграции на практике;
- Использование индивидуалистического подхода, позволяющего учесть индивидуальные особенности обучающихся;
- Оценка степени возможного участия и дальнейшего развития событий после принятия решений по ситуации.
Методология не ограничивается запросом к компетенциям специалиста. Также можно говорить о правилах работы с педагогическими ситуациями, которые заключаются в следующем:
- По факту возникновения педагогической ситуации, необходимо позаботиться о снятии накала между участниками и расположить их к конструктивному взаимодействию. Только после учёта этих факторов становится возможным учёт факторов возникшей ситуации и применение методов по их корректировке. Педагог в данной ситуации занимает позицию арбитра, отвечающего за эмоциональный климат;
- Работа с обучающимися должна проходить при помощи способов мотивации и заинтересованности, так как в условиях возникновения конфликтных ситуаций, участники слабо реагируют на требования, напрямую их не вовлекающие;
- Расстановка приоритетов и определение статуса каждого из участников должно позволить снизить напряжённость конфликта за счёт отсутствия в его структуре рациональности. Однако на этом этапе важно проявлять дальновидность и осторожность, так как неграмотная работа с обучающимися настроит их против педагога и усложнит характер межличностного взаимодействия;
- Для педагога важно понять мотивацию обучающихся к созданию и развитию конкретной педагогической ситуации. Для этого необходимо оценивать не только данный момент, но и имеющуюся информацию об обучающихся за предыдущие периоды работы;
- Общение педагога с обучающими не должно быть импульсивным, оно всегда обладает компетентностным характером и предполагает чёткое видение педагогом решения ситуации и её дальнейших перспектив.
Компоненты педагогической ситуации
К компонентам педагогической ситуации относят все те составляющие, которые позволяют педагогической ситуации сохранять целостность. Среди таковых можно назвать:
- Аналитическая работа действий педагога и субъектов педагогической ситуации. Важно иметь представление о том, на чём основываются те или иные поведенческие паттерны, на фоне чего возникла ситуация противостояния, какую роль играют личностные факторы субъектов в данной ситуации.
- Получение представления о ситуации в комплексном формате – что лежит в основе взаимодействия, как возникают противоречия, какие существуют пути решения, какое развитие может получить эта ситуация в дальнейшем.
- Постановка целей и задач как фактор, выполнение которого учитывается в первую очередь при решении педагогической ситуации. Это связано с линейным характером аналитической работы.
- Предложение нескольких вариантов по решению в конкретной ситуации. Это могут быть традиционные приёмы, новаторские или их усреднённое значение.
- Педагогическая позиция должна быть чётко обозначена, так как педагог не должен сомневаться в своих доводах и менять свою позицию во время решения конфликта.
- Предложение любого решения должно быть чётко обоснованным, даже если оно имеет традиционный характер и зарекомендовало себя как беспроигрышное.
- На основании выполненных аналитических и практических действий, необходимо сделать прогноз дальнейшего развития событий. Прогноз может носить как позитивный характер, так и негативный, в зависимости от тенденций в настоящий период времени.
- Если в результате конфликта возникли последствия, то выводы должны содержать также предложения по нивелированию или коррекции этих последствий.