Понятие и сущность маркетинга
Философский подход к раскрытию сущности маркетинга
Маркетинговая деятельность с точки зрения науки
Функциональная составляющая маркетинга
Чтобы определить сущность маркетинга, начнем с самого понятия. В его основу легло слово «market», которое с английского языка переводится, как «рынок». Маркетинг – это то, как действует компания на рынке. Такая трактовка позволяет рассмотреть понятие в широком смысле. С другой стороны, маркетинг является частью менеджмента компании. В рамках данной деятельности фирма апеллирует такими понятиями, как предложение и спрос. Цель же существования предприятия сводится к максимальному удовлетворению потребностей покупателей (приобретение товара) и производителей (получение прибыли). Маркетинг принято рассматривать как с философской, так и с научной точки зрения.
Философский подход к раскрытию сущности маркетинга
Главная философская идея, лежащая в основе понятия маркетинговой деятельности, говорит о необходимости удовлетворения запросов покупателей в целях увеличения дохода компании. Ситуация на рынке складывается следующим образом: человек не может справиться с нуждой раз и навсегда – она будет возникать вновь и вновь. Но вот ресурсы для её удовлетворения ограничены. Потребитель, думая, какой товар приобрести, выбирает тот, который в большей степени соответствует ожиданиям и запросам, лучше и быстрее решает определенную проблему. Филип Котлер на основе этой идеи понятие маркетинга. В формулировке подчеркнуто, что это одна из множества деятельность, которую ведет человеку. Цель же её состоит в удовлетворении потребностей. А способ достижения цели – обмен (деньги - товар).
Маркетинг важен для любого бизнеса, вне зависимости его специфики. О значении маркетинговой деятельности свидетельствуют растущие показатели, что отражают затраты компаний на проведение соответствующих мероприятий. Особенно большое значение маркетингу отводят предприятия в Соединенных Штатах. Здесь на маркетинговые компании тратят огромные деньги. Но зато компания всегда знает:
• Что производить?
• Для кого выпускать товар?
• Какую цену на него установить?
• Какого качества продукцию производить и т.д.
Используя специфические методы, способы и инструменты, предприятие получает ответ на эти вопросы, выпускает товар, который ориентирован на потребителя. Благодаря этому, потребности покупателя удовлетворяются в полной мере. Это позволяет компании оставаться на рынке на протяжении долгого периода времени. В этом и заключается философский подход к сущности маркетинга. В данном контексте речь идет о мышлении и поведении компании (бизнесмена), которые направлены на получение дохода посредством удовлетворения запросов покупателей.
Маркетинговая деятельность с точки зрения науки
Маркетинг стали рассматривать в качестве научной дисциплины не так давно. Первые курсы, посвященные изучению маркетинговых основ, появились в университетах США. На занятиях студенты изучали способы, цели и функции маркетинга. Теоретическая база достаточно свежа и молода, однако на практике изучаемые сегодня методы и теории существовали давно: они стали появляться с развитием рыночных отношений и применялись предприниматели из разных стран мира. Вне зависимости от времени, места, внешних условий, каждый продавец хочет продать своей товар, чтобы получить прибыль. Но ввиду большой конкуренции и наличия других факторов, предпринимателям приходиться использовать разные способы, идти на некоторые хитрости, чтобы достичь поставленной цели, но при этом не забыть о покупателе и удовлетворить его потребности.
Появление и развитие маркетинга как научной дисциплины определило расширение теоретической базы: появились более точные определения сущности маркетинговой деятельности, способов её осуществления, направлений для улучшения. Маркетинг - часть теории управления фирмой. Чем дальше на своём эволюционном пути продвигается маркетинговая теория, тем большее значение приобретает практика. Так, если раньше маркетинговые мероприятия в компании проводил один человек или этим занимались далеко не специалисты, то сегодня на предприятиях появляются целые маркетинговые отделы и департаменты. Некоторые фирмы и вовсе специализируются только на оказании услуг в сфере маркетинга. Их вклад в науку очень ценен. К примеру, сотрудники консалтинговой организации BCG создали матрицу – популярную сегодня модель портфельного анализа.
Функциональная составляющая маркетинга
Маркетинг охватывает весь жизненный цикл продукта. Цель маркетинговой деятельности сводится к удовлетворению нужд покупателей и получению прибыли. Достижение поставленного результата возможно только через решение ряда задач. Компании необходимо:
• Определить, в чем нуждается потребитель (интерес вызывают реальные и потенциальные покупатели);
• Оценить ситуацию на рынке и спрогнозировать возможные изменения;
• Проанализировать деятельность конкурентов;
• Сформировать ассортимент продукции, остановиться на конкретной ценовой стратегии и способах коммуникации с покупателем;
• Разработать маркетинговую стратегию, которая определяет поведение компании на рынке.
Маркетинг изучает рыночные условия с разных точек зрения, но неизменными остаются таким элемента, как функционирующая на рынке фирма, покупатели, конкуренты. Философский же подход к сущности маркетинга подчеркивает необходимость удовлетворения потребностей потребителей. Только в таких условиях возможно получение максимальной прибыли.