Понятие «педагогическая теория»
- Определение и понятие педагогической теории
- Суждения личностного развития
- Отечественные теории педагогики
- Три этапа образования
Определение и понятие педагогической теории
Педагогическая теория — это отдельный комплекс знаний, объясняющий строго отведенную область в явлениях, возникающих в процессе преподавания.
В данной теории базовыми являются следующие понятия и представления: разъяснения, правила, законы, а также закономерности. Классификация всех ответвлений теорий педагогики встречается в литературе. Их условно разделяют на два типа: теория воспитания и теория обучения.
Базовым вопросом, с которым сталкивается все направление педагогической теории, является взаимосвязь развития дошкольника с его обучением и воспитательными процессами. Конец 30 х гг. XX в. были созданы три главные педагогические теории, которые в полной мере раскрывали данные вопросы:
В рамках первой теории воспитание ребенка воспринимается в качестве полностью самостоятельного и отдельного процесса. На первый план здесь выдвигается независимость ребенка от взрослого и его право на самопроизвольность.
В рамках второй теории рассматриваются связи между обучением ребенка и его развитием.
Третья теория вовсе не определяет никакой связи между развитием ребенка и его воспитанием, выделяя их как совершенно отдельные процессы, не имеющие между собой связи.
Педагогическая теория представляет собой самый высокий уровень обучения и сложности; постоянная работа в развивающем направлении; гуманизация связей между детьми и учителями; постоянное актуальное заучивание материалов и позитивная мотивация учеников для эффективного прохождения учебного процесса.
Педагогическая теория подразумевает воплощение всех потенциалов ребенка, а не только нацеленность на принятые стандарты обучения.
Основные педагогические концепции подразумевают, что приобретенные навыки ребенка, его умения и познания не воспринимаются в качестве самоцели, а в качестве одного из вариантов для формирования личности обучаемого ребенка. В процессе обучения сам учитель должен сотрудничать с ним и быть партнером. Учебный процесс должен быть сосредоточен на интересах самого дошкольника, а также направлениях для его дальнейшего совершенствования в качестве полноценного и самостоятельного члена общества.
При гуманистическом отношении к детству формируется новое познание для преподавателей. Оно заставляет обратить внимание на теории педагогики, раскрывающих воспитательные и учебные проблемы детей дошкольного возраста. Обучение, основанное на преподавательской антропологии, официально рассматривается в качестве решения, направленного на детское развитие и создание всех условий для него. На первом месте здесь стоит сама личность ребенка в качестве субъекта, нуждающегося в поддержке взрослого человека.
Суждения личностного развития
У педагогических теорий предусмотрено несколько базовых суждений развития личности:
- психоаналитические;
- гуманистические;
- когнитивные;
- бихевибристкая теория;
- теория привязанности;
- деятельный подход.
Современные педагогические теории применяют принцип интеграции. Это значит, что некоторые отдельные концепты и элементы современной теории педагогики остаются на стадии рассмотрения и тестирования.
Современные исследования подтверждают тот факт, что дети более охотно занимаются интегрированными видами активности, чем только одним из них. Поэтому в педагогике постоянно наблюдаются тенденции по сближению отдельных видов активностей для обеспечения детям интересных условий для обучения и повышения эффективности этого процесса, сосредоточенного на интересном для дошкольника содержании. Благодаря параллельного изучения разных видов программ получается сэкономить много времени и организовать самостоятельную деятельность дошкольника. В процессе удается за относительно небольшое время достичь лучшего образовательного эффекта.
Отечественные теории педагогики
Большинство отечественных теорий включают в себя только ограниченный набор направлений, в рамках которых уделяется внимание лишь психологии и педагогике для дошкольника. Они подытоживают результаты предыдущих работ авторов, которые сосредотачивались на разных проблемах. Так, например, одной из базовых проблем для науки стало формирование личности ребенка в условиях современной экономики и роль, которая ей отводится в этом процессе. Экономическое воспитание сегодня рассматривается в контексте нравственного и трудового воспитания дошкольника.
С точки зрения правового воспитания ребенок рассматривается как индивид, права и свободы которого обязательно следует уважать. Благодаря нравственно-правовому воспитанию у ребенка формируется адекватная самооценка, появляется самоуверенность, а также формируются мотивы поведения и взаимоотношений с людьми в будущем.
Нынешняя педагогика подразумевает воспитание у дошкольника очень активного и заинтересованного отношения к собственной стране, в которой он проживает.
Теория патриотического и гражданского образования формируется на базе множества специальных программ, разработанных для этих целей специалистами. Есть как общие программы, так и специальные, включающие в себя только освещение вопросов патриотизма. В рамках таких программ обсуждается любовь к своей стране, ее природным и национальным богатствам.
Три этапа образования
Авторы педагогической теории правового воспитания дошкольников выделяют три этапа образования:
- базовый, в рамках которого происходит знакомство с общими моральными нормами и принципами (создание нравственных ситуаций, беседы и соответствующие видеозаписи);
- основной этап подразумевает знакомство с личными правами дошкольника, которое происходит на базе тех же приемов и художественных произведений;
- заключительный этап состоит из рассказов ребенку о Конвенции, о правах ребенка, принятых для всех детей земли, разработки тематических материалов по правам ребенка и нравственные беседы.