Постордынский период русской культуры
Татаро-монгольское иго нанесло ущерб культурному развитию Руси. Существовавшие материальные и культурные связи русских земель были нарушены. Разобщенность русских княжеств, стагнация экономического развития стали причиной отсталости по сравнению со странами Западной Европы.
Противостоять татаро-монгольскому игу было способно только сильное, единое государство. Влияние ордынской власти ослабевало, и в 1480 после продолжительных военных действий полностью прекратилось. Начался процесс воссоединения русских земель и образования централизованного государства.
Консолидирующую роль в процессе объединения сыграло Великое княжество Московское. Началось воссоздание городов, единство русских земель нашло отражение во всех областях культуры.
Развивались новые центры, ими стали города, которые:
- Располагались на важнейших сухопутных и речных торговых путях;
- Находились на значительном удалении от кочевых племен, окружавших русские земли.
Архитектура
В 16 веке в Русском государстве активно строятся православные храмы и монастыри. Яркими образцами зодчества в этот период являются Покровский собор (1560 г.), расположенный на Красной площади в Москве и церковь Вознесения Господня (1532 г.) в с. Коломенском. В этот период преобладает шатровый стиль при строительстве церковных объектов.
Помимо церковных зданий, активно строятся фортификационные и оборонительные сооружения. Архитектор Фёдор Конь возвел знаменитую Смоленскую крепость, а также ряд башен и стен в столице.
Русское государство активно использовало передовые европейские строительные технологии. Для строительства зданий Кремля в Москву были приглашены миланские зодчие – Пьетро Антония Солари, Марко Руффо, Антон Фрязин. Московский Кремль в период царствования Ивана III олицетворял собой мощь и единство русских земель.
Живопись
Благодаря активному строительству храмов и монастырей активно развивается иконопись. В середине 16 века Стоглавый собор постановил в качестве канона использовать стиль писания Андрея Рублева, который отличается одухотворенностью и состраданием. Знаменитым памятником иконописи этого периода стала икона «Благословенно воинство Небесного Царя», которая также известна как «Церковь воинствующая». Икона была написана по велению царя Ивана Грозного в ознаменовании взятия Казанского ханства.
Участие в строительстве западных зодчих накладывает свой отпечаток и на живопись. В западном стиле была расписана Золотая палата Московского Кремля. В это время на Руси начинается развитие жанровой и портретной живописи.
Типография
Становление государственных институтов, увеличения количество церковных объектов послужило толчком развития книгопечатания. Несмотря на то, что стоимость первых печатных изданий была выше чем у привычных рукописных, именно типографским способом производится тиражирование книг, рукописей, приказов.
Начало книгопечатания в Москве было положено в 1553-1556 годах. К сожалению, имена первых издателей не сохранились. В 1564 году Иван Федотов и Петр Мстиславец выпустили первое датированное издание «Апостол».
Литература
Формирование централизованного государства, становление самодержавия сопровождалось идейной борьбой, которая стала отправной точкой в формировании иного литературного стиля – публицистики. Основной идеей становится самодержавие, которая широко рассматривается в литературных трудах. Проповедуется концепция старца Филофея «Москва – Третий Рим», подразумевающая, что после падения Византии Русское царство остается последним оплотом православия.
Наиболее известные литературные произведения 16 века:
- «Казанская история» или «Казанский летописец»
- «Сказания о князьях Владимирских»
- «Великие Четьи-Минеи» в двенадцати томах.
Культурные деятели русской культуры:
Фёдор Конь
Антон Фрязин
Андрей Рублев
Петр Мстиславец
Иван Федотов
Статьи на тему:
Культура Древнерусского государства
Культура периода ордынского нашествия
Восточнославянское язычество и формирование культурной традиции