Узнать цену работы
Статьи по теме

Потребитель в маркетинге

Потребитель, кто он?

Виды потребителей

Поведение потребителей


Потребителю в маркетинговой науке выделяется особое место. Вся мировая экономика сконструирована на той идее, что конечным потребителем является индивид. Необходимо помнить, что рынок выстраивается для того, чтобы для нужды рядового индивида были удовлетворены в полной мере.

Здесь будут описаны виды и типы поведения различных покупателей.

Что такое потребитель

Потребителя можно определить следующим образом - это индивид, имеющий желание купить продукты (товары или услуги) для удовлетворения личных, семейных или иных надобностей. Эти потребности никакого отношения не имеют к осуществлению клиентом бизнеса.

Как было отмечено, весь рынок, вся сложная инфраструктура, куда входят производители, продавцы и посредники, нацелен на индивида. Исключение составляют лишь некоторые виды инфраструктуры (к примеру, военная, охватывавшая удовлетворение нужд общества и государства). Таким образом, мы получаем, что построение организации защиты прав потребителей — одно из ключевых ориентаций функционирования государственных структур.

Виды потребителей

В маркетинге принята классификация, позволяющая выделить несколько типов потребителей. Такая систематизация обусловлена тем, какое влияние они оказывают на действия по совершению покупки или какую связь имеют с этим действием:

• Индивиды, которые вправе принимать решения, или спонсоры (такие потребители обычно или сами являются владельцами сметы, или занимают чуть более значимую общественную ступеньку в иерархии);

• Конечные пользователи (клиенты, которые непосредственно применяют купленные ими товары или услуги в жизни);

• Агенты влияния (клиенты, которые думают, что вместе с покупкой товара или услуги такие индивиды получают от него какую-либо прибыль);

• Рекомендующие потребители (потребители, которые влияют на принятие другими клиентами решения о приобретении того или иного продукта. Разница между этими клиентами и агентами влияния состоит в том, что их совет зачастую оказывается решающим);

• Экстремисты (клиенты, покупающие продукт, для того чтобы в дальнейшем получить материальную прибыль от возврата последнего продавцу или производителю);

• Саботажники (покупатели, избегающие покупки нового продукта для сохранения прежнего положения);

• Владельцы бюджета, или заказчики (индивиды, которые контролируют объём, частоту и архитектуру покупаемых товаров).

Поведение потребителей

Для того чтобы потребитель принял определённое решение, должно пройти несколько стадий:

• Осознание надобности;

• Поиск информации о данном продукте (товаре или услуге);

• Анализ альтернативных вариантов;

• Приобретение товара или услуги;

• Поведение после покупки.

Определение типов поведения потребителей нужно для того чтобы организация верно определила наиболее рентабельную позицию, и эффективно планировала продажи для себя, нацеливаясь на покупателей, приносящих небольшую пользу.

В маркетинговой науке выделяются 4 типа образа действий клиентов:

• Привычный;

• Поисковый;

• Сложный;

• Неуверенный.

При первом типе поведения клиент делает выбор в пользу приобретения продукта с наименьшим временем, необходимым для этого действия, быстро сравнив отличительные особенности интересующих его товаров. Потребитель полагается на собственное мнение.

Поисковый тип типичен для низкой степени привлечения клиентов, а также тогда, когда у товаров, конкурирующих между собой, существует сильная разница в характеристиках. Примером может служить выпечка. Обычно торговые марки на витринах сменяют друг друга с молниеносностью, но не из-за неудовлетворительного качества, а в силу огромной номенклатуры товаров. А клиенты желают наличие множественного выбора, чтобы его разнообразить. Попробовав разные продукты, они тем самым постоянно покупают новые товары.

Говоря о сложном типе поведения, следует отметить, что он присущ покупке товаров дорогостоящих, но при этом имеющих существенные отличительные особенности. Здесь примером могут быть смартфоны. Функция маркетолога — выделять достоинства определённой модели своего бренда в сравнении с другими конкурентами. Важно рассказывать покупателю, почему ему стоит купить конкретный продукт его марки, какие преимущества он получит при покупке его товара.

Последний тип отличается тем, что в этом случае между подобными продуктами различных компаний есть несущественная разница, но уровень привлечения покупателя в процесс приобретения продукта на этапе выбора сравнительно высокий. Так происходит, к примеру, при покупке дорогостоящего ковра. Маркетолог в данном случае ведёт активную деятельность, предоставляя всю необходимую информацию о том, чтобы покупатель сделал верный выбор в пользу того или иного продукта или бренда.

Сморите также:

Маркетинг на рынке B2C. Типы потребителей

Потребности и потребительский выбор

Потребительская ценность, полезность

Моделирование потребительского поведения

Узнать цену работы
Узнай цену
своей работы
Нужны оригинальность, уникальность и персональный подход?
Закажи свою оригинальную работу
УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ