Узнать цену работы
Статьи по теме

Потребительская (релаксационная) функция культуры

  1. Потребление со стороны культуры
  2. Влияние культуры на потребление
  3. Виды потребительской культуры

Культура обуславливает многие сферы человеческой жизни и обладает огромным функциональным потенциалом. При этом одна из ее ключевых функций – потребительская.

Потребление с точки зрения культурологии

Культурологи выделяют три аксиомы феномена потребления:

  • первая: отдельный индивид всегда включен в культурный процесс, который обуславливает многие сферы его деятельности и регулирует поведений, в том числе определяет потребление;
  • вторая: почти любой потребительский товар имеет определенное культурное значение;
  • третья: потребление формирует своеобразный культурный ритуал.

В виду этого Ж. Бодрийяр выразил мнение, что потребление представляет собой важную составляющую культуры общества, что трансформирует существующий социум в "общество потребления". При этом данное явление особо четко стало проявляться именно в современном мире.

При этом под соответствующей категорией необходимо понимать не просто социум, в котором существует большое количество разнообразной продукции, а общество, ставящее потребление на одно из самых значимых мест, вытесняя тем самым производство и накопление.

Как культура влияет на потребительство

Поведение потребителя отличается устойчивостью. Соответствующая система состоит из культурных эталонов, идеалов поведения, нормативных стандартов, привычек и социальных умений.

Важным нюансом потребительского общества является то, что в нем потребление направлено не столько на удовлетворение основных потребностей, сколько на демонстрацию личностью своего отношения к определенным социальным группам, идеям, предметам и к миру в целом.

Поэтому в процессе и результате потребления человек получает и транслирует вовне определенные традиции, знаки, ритуалы. Они, в свою очередь, заранее умышленно или ненамеренно закладываются в продукт потребления.

Для наполнения объекта культурными свойствами проводится его продвижение через рекламу.

Таким образом в потребительской культуре акцентируется внимание на приобретении продукции, что путем применения специальных технологий формирует особое поведение.

Разновидности потребительской культуры

Сейчас культурологи выделяют 4 вида потребительской культуры:

  1. иерархическую;
  2. уравнительную;
  3. индивидуалистическую;
  4. фаталистскую.

Первые два вида предполагают наличие достаточно жестких границ, в виду которых одна группа имеет доступ к лучшей продукции и/или к ее большему количеству (иерархическая) либо каждый человек может получить только определенные товары (уравнительная). Два последних, напротив – являются открытыми, и предполагают, что все потребительские блага доступны любому.

Потребительская культура способна корректировать девиации потребления. Это связано с тем, что она позволяет структурировать потребительские и социальные функции и соответствующие взгляды на мир.

Факторы поведенческого потребления формируют, а затем закрепляют в сознании членов такого общества определенные практики. В результате этого товары потребления наделяются определенным социальным и/или культурным значением, которое превращает вещь в объект престижа, богатства и т.д.

В связи с этим потребительская культура в современном обществе является неотъемлемой ее частью. Она структурирует не только процесс получения благ, но и социальное устройство.

Готовые работы на тему:

Основные функции культуры

Понятие , структура и функции культуры ее исторические формы и типы.

Сущность и функции культуры

Статьи на тему:

Нормативная функция культуры

Информативная функция культуры

Познавательная функция культуры

Духовно-нравственная функция культуры

Человекотворческая функция культуры

Ценностная функция культуры

Знаковая функция культуры

Узнать цену работы

Узнай цену

своей работы