Познавательная активность: понятие, структура и функции
Содержание:
- Понимание познавательной деятельности и активности
- Строение активной познавательной деятельности
- Условия для активизации процессов познания
И понятие активности, и понятие познавательных процессов активно используются в коммуникативном пространстве, однако в научной среде они по сей день являются дискуссионными и многозначными – каждый отдельный автор имеет возможность интерпретировать данные термины в зависимости от собственных взглядов на мир.
Понимание познавательной деятельности и активности
Согласно одной из точек зрения, деятельность и активность имеют характер смежных понятий, но другая группа исследователей резко критикуют такое сопоставление, настаивая на имеющихся существенных различиях данных феноменов.
Определение 1
Активность можно понимать как деятельность, которая отражает в своей основе большое количество личностных показателей. Также под активностью можно подразумевать способность человека действовать в каком-либо формате и меняться, переходить на новый уровень, в ответ на внутренние или внешние стимулы.
Определение 2
Под познавательной деятельностью подразумевается концентрат теоретических аспектов и чувств индивидуума, которые позволяют изучать среду обитания и осознавать внутренние и внешние процессы.
В случае если индивидуумом установлены необходимые коммуникативные связи, становится возможным осуществление процессов познания, реализующихся во множестве проявлений – как с точки зрения постоянной активности на протяжении всей жизни, так и с точки зрения реализации периодических процессов деятельности.
В то же время за счёт активных процессов познания становится возможным не только получение непосредственно знаний, но и приход к пониманию внутренних и внешних процессов, осмыслению закономерностей среды, формирования умственных и волевых показателей, процессу получения знаний, усвоению нормотипических параметров.
Строение активной познавательной деятельности
Познавательная деятельность обладает особым строением, включая в себя:
- когнитивные характеристики (такие как память, мышление, восприятие и т.д.);
- эмоциональные характеристики (как сами эмоции, так и связанные с ними состояния);
- характеристики деятельности (навыки, компетенции и т.д.).
Если уровень познавательной активности высок, то личность обладает способностью активно развиваться интеллектуально, творчески и профессионально. Такая тенденция позволяет не только получать и концентрировать знания, но и развивать их вместе с различными качествами самой личности.
Познавательная активность проявляется не только в процессах обучения и изучения чего-либо, она неразрывно связана с ежедневной и постоянной деятельностью. В этом смысле она выражается посредством качества независимости – человек с высокой активностью познавательных процессов не перекладывает свои задачи на других, а непосредственно решает их самостоятельно.
Ещё один важный компонент познавательных процессов – внимание, отсутствие которого может ограничивать активность личности и блокировать познавательные процессы. Для познания себя и мира важно уметь концентрироваться на чём-либо и предпринимать активные действия для достижения связанных с этим предметом целей. Сосредоточенность и концентрация позволяют динамично и целенаправленно решать свои задачи.
Условия для активизации процессов познания
Определение 3
Активизация – это возможность контролировать познавательную деятельность, характеризующаяся постоянным стимулированием и мобилизацией интеллектуальных ресурсов с целью ухода от стереотипов мышления и стагнации в развитии.
В рамках образовательной деятельности, активизация выражается в планомерной постановке новых задач, рассмотрении спектра решений, использовании методов анализа и самопроверки с целью стимулирования развития познавательных процессов, интеллектуальных способностей и конкретных действий.
Иными словами, под познавательной активностью можно понимать такой уровень личностного развития, который позволяет индивидууму гармонично встраиваться в коммуникационное пространство, решать повседневные задачи и стимулировать собственное развитие. При этом равные усилия могут давать разные результаты за счёт того, что каждая личность обладает собственным уровнем развития и интенсивностью познавательных процессов.