Узнать цену работы
Статьи по теме

Процедура анализа педагогической ситуации

Содержание:

  1. Классификация педагогических ситуаций
  2. Действия по анализу педагогических ситуаций
  3. Правила и навыки по анализу педагогической деятельности

Классификация педагогических ситуаций

Определение 1
Под ситуацией понимается сложившаяся картина мира при соблюдении ряда условий и обстоятельств.

Определение 2
Под педагогической ситуацией понимается возникновение факта повседневности, требующего педагогического участия для формирования решения.

В отличие от задач педагогики, ситуация всегда ориентирована на взаимодействие обучаемого и педагога. В то время как задача позволяет проанализировать сложившуюся ситуацию и адаптировать её для принятия мер и решений.

Педагогическая ситуация может затрагивать как вопросы взаимодействия, так и вопросы деятельности. В первом случае большой упор делается на взаимодействии обучающихся между собой и работе педагога с ними, во втором это касается самостоятельной деятельности учащихся по решению задач, поставленных педагогом.

Каждая педагогическая ситуация индивидуальна и самобытна, но в науке сложились несколько авторитетных классификаций, вмещающих в себя большое количество ситуаций.

Согласно классификации Брюйн де Поля, педагогические ситуации могут быть разделены на проблемы, оценки, упражнения и иллюстрации.

Более широкую классификацию предлагает В.С. Безрукова, которая группирует все педагогические ситуации по:

  • Месту возникновения (урок, перемена, внеклассная работа и т.д.);
  • Кругу участников (ученик-ученик, ученик-педагог и др.);
  • Заложенных в основе типов противоречий (конфликтные, бесконфликтные, критические и т.д.);
  • Преднамеренности действий (созданные преднамеренно, стихийные, естественные и т.п.);
  • Стандартизованности или новаторстве (стандартнее, нестандартные);
  • Степени контроля над ситуацией (управляемые, неуправляемые, жестко заданные и т.д.).

По версии В.А. Сластёнина, классификация педагогических ситуаций возможна в зависимости от таких признаков как место появления и протекания, круга участвующих лиц, организации педагогических мер и перспектив разрешения ситуации, в том числе с возможностью повторения в дальнейшем.

Так и не нашли ответ на вопрос?
Просто напишите,с чем нужна помощь
Мне нужна помощь

Действия по анализу педагогических ситуаций

Для анализа педагогической деятельности, используются стандартизованные действия. Такие как:

  1. Постановка педагогической задачи;
  2. Оценка степени умышленного воздействия одного субъекта на другого, характера этого действия (специально ли было сделано, чем руководствовался субъект и т.д.);
  3. Выявление причин возникновения ситуации;
  4. Установление противоборствующих тенденций, возникающих при анализе конкретной ситуации;
  5. Поиск путей решения и попытка нахождения реперных точек, на которых основывается общность конфликтующих сторон (это может быть возраст, общий круг взаимодействий, интересы и т.д.);
  6. Индивидуальный подход к поиску решения, отказ от шаблонов;
  7. Принятие решение о приверженности к той или иной позиции в рамках сложившейся педагогической ситуации;
  8. Логическое обоснование выбора конкретной позиции и решения;
  9. Анализ на перспективу, предполагающий оценку возможных вариантов развития событий и эффектов ситуации для участников.
Лень читать?
Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут
Задать вопрос

Правила и навыки по анализу педагогической деятельности

Основное требование по аналитической работе с педагогическими ситуациями заключается в формировании у педагога определённых компетенций и навыков. Таких как:

  • Умение своевременно и точно оценивать причины возникновения педагогической ситуации;
  • Способность самостоятельно выбрать модель взаимодействия с участниками ситуации и видение нескольких вариантов проведения и выхода из сложившихся условий;
  • Умение определять педагогические ситуации, необходимые средства и методы воздействия, предпринимать меры по их интеграции на практике;
  • Использование индивидуалистического подхода, позволяющего учесть индивидуальные особенности обучающихся;
  • Оценка степени возможного участия и дальнейшего развития событий после принятия решений по ситуации.

Методология не ограничивается запросом к компетенциям специалиста. Также можно говорить о правилах работы с педагогическими ситуациями, которые заключаются в следующем:

  • По факту возникновения педагогической ситуации, необходимо позаботиться о снятии накала между участниками и расположить их к конструктивному взаимодействию. Только после учёта этих факторов становится возможным учёт факторов возникшей ситуации и применение методов по их корректировке. Педагог в данной ситуации занимает позицию арбитра, отвечающего за эмоциональный климат;
  • Работа с обучающимися должна проходить при помощи способов мотивации и заинтересованности, так как в условиях возникновения конфликтных ситуаций, участники слабо реагируют на требования, напрямую их не вовлекающие;
  • Расстановка приоритетов и определение статуса каждого из участников должно позволить снизить напряжённость конфликта за счёт отсутствия в его структуре рациональности. Однако на этом этапе важно проявлять дальновидность и осторожность, так как неграмотная работа с обучающимися настроит их против педагога и усложнит характер межличностного взаимодействия;
  • Для педагога важно понять мотивацию обучающихся к созданию и развитию конкретной педагогической ситуации. Для этого необходимо оценивать не только данный момент, но и имеющуюся информацию об обучающихся за предыдущие периоды работы;
  • Общение педагога с обучающими не должно быть импульсивным, оно всегда обладает компетентностным характером и предполагает чёткое видение педагогом решения ситуации и её дальнейших перспектив.
Узнать цену работы

Узнай цену

своей работы