Психологические типы культур. Исследование национального характера
Формулировка психологически видов культур
Общие утверждения
Формулировка психологических видов культур находится в пределах эволюционного учения. Данное течение постоянно занимало разъяснение цивилизаций с точки зрения психологии народов. Возникновение данной теории сопряжено с фамилиями германских научных работников Лацарусом и Штейнталем, полагавшими, что представители единой общности владеют одинаковым общенародным сознанием из-за неразделимости возникновения их рода и среды проживания.
Народный дух – психическая схожесть индивидуумов, которые относятся к одной народности и обладают схожей ментальностью (народ – определённая общность индивидуумов, которые отождествляют себя с единой нацией).
Наука этнопсихология
Проблемы, которые установили перед собой немецкие исследователи, выражаются таким образом:
- Постичь с психологической точки зрения суть и воздействие духа народа;
- Раскрыть закономерности потаённой душевной работы людей одной народности;
- Определить предпосылки, согласно которым рушатся характерные черты той или иной народности.
Народная этнопсихология, согласно идее создателей, обязана являться пояснительным учением, трактующим закономерности духовного существования народа и духовную сущность людского рода.
Изучать дух народа следует, как полагают учёные, рассматривая нравы, легенды, родную речь, привычки и свычаи.
Изыскания Рут Бенедикт
В начале минувшего столетия существовали диспуты о паритете психологической и культурологической науки. В данный промежуток не существовало концепции, способной обеспечить равновесие между двумя научными областями. Подобная концепция была выдвинута последовательницей Боаса Рут Бенедикт в трактате «Модели культуры», возникновение которой сделалось весьма важным происшествием. Создатель этого труда старалась не попросту характеризовать ту или иную цивилизацию, а продемонстрировать ее как единую систему, неподражаемую, неповторимую форму внутрикультурных компонентов, связанных одной проблематикой, которая устанавливает не только лишь соответствие компонентов, однако и их сущность.
Неподражаемое содержание каждой культуры формируют следующие компоненты: вероисповедание, институт семьи, макроэкономика, общественно-политический строй. Отличительные особенности очертания культуры выражаются в абсолютно всех областях людского существования. В своих изысканиях исследовательница пересматривала классические понятия о теории линейности в области истории, оспаривая безграничность «конфигураций культуры».
Бенедикт установила в своих трудах ряд типов культур:
- Апполоновский краснокожих поселений пуэбло. Знаменуется своеобразным родом поведения – члены поселения покоряются законам сообщества и остерегаются выказывать негативные чувства, т.к. в их группе запрещено очевидное проявление своеволия, бешенства и вспыльчивости. Терпимость прививается с раннего возраста.
- Дионисийский краснокожих plains. Обуславливается отсутствием партнёрских взаимоотношений, открытым принуждением, обособленным поведением. Вес в обществе имеют враждебные, безбоязненные особы.
- Параноидный обитателей острова Добу. Присутствуют враждебность и недоверчивость. В этой необычной цивилизации имеют место конфликты между соседскими поселениями, соседствующими домами и даже постоянные внутрисемейные катаклизмы. Хороший результат одного из членов сообщества признаётся провалом иного индивида. Обретает распространение тёмная сторона колдовства.
Бенедикт продемонстрировала главнейшую значимость культуры в формировании разнообразных видов народностей.
Статьи на тему:
Интеракционизм как метод анализа культур