Психология управления конфликтами
Психологические параметры конфликта
Психология регулирования конфликтных ситуаций
Суть конфликта
Противоречивые аспекты взаимоотношений субъектов внутри организации несут в себе риск возникновения конфликтных ситуаций различной степени, безусловно, каждая из них отличается по своему содержанию, ходу развития и способу решения.
Существует большое многообразие конфликтов, соответственно каждый из них имеет свои специфические черты.
Конфликтом называют разногласие противоположно ориентированных направлений в психике того или иного субъекта, в общении друг с другом большой группы или же пары индивидов, а также в их официальных и неофициальных организациях.
К основным факторам возникновения конфликта относятся расхождения во интересах, мнениях и целях. В организации конфликтная ситуация зачастую переходит в конкретное поведение или поступки, которые могут повлечь за собой нарушение чужих интересов.
Исход конфликта сложно предугадать, так как его определяют различия в интересах сторон, разница в психике и характере каждого участника конфликта, ну и возможные непредвиденные обстоятельства. Тем не менее, зачастую конфликты возможно спрогнозировать. В основном люди вступают в конфликт только в тех случаях, когда не способны изменить сложившуюся ситуацию иначе (иной раз из-за чувства солидарности). Но, как правило, люди пытаются быть сдержанными, чтобы не ухудшить взаимоотношения.
Некоторые члены конфликта преследуют свои интересы и цели, при этом становясь активными его зачинщиками, другие видят для себя интерес только в том или ином исходе конфликта и способны психологически, материально или организационно помочь одной из сторон, третьи могут принять дожидающуюся позицию, четвертые, стараются предотвратить конфронтацию, прикладывая большие усилия.
Психологические параметры конфликта
Конфликт представляет собой глубокое психологическое и социальное явление, которое можно описать различными параметрами, главными из которых считаются его суть, состав, причины и развитие.
Субъектами конфликта считаются его участники, которые активно противодействуют друг другу, наступательно или оборонительно.
Они ведут социальное взаимодействие, находящееся в конфликтной ситуации или, каким-либо способом поддерживают лиц, создавших конфликт.
Объектом конфликта часто бывает то, из-за чего он происходит.
Характер конфликтной ситуации показывает отражение объекта конфликта в сознании индивидов в ходе конфликта.
Основаниями для конфликта могут являться внутренние факторы, которые стимулируют людей в процессе социального взаимодействия к развитию конфликтной ситуации. Мотивом может являться какая-либо потребность, интерес, цель, идеал, убеждения.
Позиция конфликтующей стороны это утвержденное мнение, которое она излагает оппозиционной стороне в ходе конфликта или в период переговорного процесса.
Психология регулирования конфликтных ситуаций
На сегодняшний день в менеджменте бытует мнение, что основная часть конфликтных ситуаций не только считается допустимой, но и целесообразной:
- С помощью конфликта можно определить внутреннюю проблему, которая многим не видна и различие точек зрения, при этом найдя подходящие для всех участников конфликта решения.
- Конфликтная ситуация зачастую помогает перестроиться существующим социальным механизмам и влияет на развитие новых, также способствует объединению группы, поддержке баланса сил, помогает минимизации единомыслия, укреплению взаимоотношений в группе, а также развитию сотрудничество между членами коллектива.
- Отметим, что конфликты имеют способность повышать активность рабочего коллектива. Они начинают выдавать различные творческие идеи и готовы к переменам. Отсутствие конфликтов может сказаться на профессиональном развитии сотрудника. В связи с этим конфликтные ситуации желательно не подавлять, а регулировать.
В любой организации управление конфликтами представляет собой сложный процесс, в который должен входить определенные виды деятельности:
- конфликтные ситуации важно прогнозировать и своевременно оценивать их функциональный характер;
- предотвращать или побуждать конфликт;
- регулировать конфликт;
- управлять конфликтом.
Прогнозирование конфликтной ситуации необходимо для того, чтобы найти причины этого конфликта в последующем развитии.
Смотрите также:
Сущность управления конфликтами