Узнать цену работы
Статьи по теме

Способы общения: определение и типология

Содержание:

  1. Определение способов общения
  2. Типология способов общения
  3. Современные средства коммуникации

Перед тем как начать рассмотрение сущности данного понятия, важно отметить круг исследователей, которые так или иначе способствовали развитию знаний о коммуникации. Среди таковых можно выделить Г. Лассуэлла, Э.Берна, Д.Эйдельмана, Н. Лумана, Э.Дюркгейма, Т.Адорно, М.А. Василика и др.

Определение способов общения

В зависимости от формы представления информации, можно выделить вербальную и невербальную информацию. Данная типология не является единственной, но позволяет разделить все каналы на две группы. В наши дни можно заметить возрастающее влияние Интернета как способа коммуникации, что несколько выходит за рамки данной типологии.

Определение

Разговор непосредственно, обмен словами является вербальным процессом взаимодействия. Невербальный обмен информации подразумевает использование неречевых способов, знаков.

Невербальное общение может осуществляться посредством мимики, знаков, жестикуляции, при создании ассоциаций.

Типология способов общения

Рассмотрим типологию коммуникации более подробно.

Итак, вербальная коммуникация. Как было отмечено ранее, обмен информацией вербально предполагает использование речевых средств. Язык в данном случае выступает знаковой системой, кодирующей общение и позволяющей передать свои мысли. Речь в данном случае может выступать в качестве:

  • Продолжительного процесса, деятельности, выраженной в одной из двух форм – либо устной, либо письменной;
  • Результата, отражающего процесс и цели взаимодействия.

Несмотря на то, что язык и речь – не чуждые понятия, зачастую возникает проблема их синонимизации, что в корне неверно. Их отличия заключаются в следующем:

  • Язык – это стандартизированный набор символов, в то время как речь уникальна;
  • Язык статичен, а речь динамична;
  • Речь ситуативна, ей чужд порядок, она зависит от контекста.

Невербальный способ общения - это обмен знаками, без использования речи. Чтобы прояснить данный момент, рассмотрим типологию данной коммуникации. Выделяют такие способы:

Двигательные:

  • Общение посредством движения и положения тела. Жесты, походка, поза и мимика – важные источники информации для участников коммуникации;
  • Положение, направление взгляда, движение зрачка, открытость взгляда, продолжительность зрительного контакта.

Особенности речи:

  • Не сам смысл произнесённого, а интонация, громкость голоса, особенности дикции, паузы, эмоциональное сопровождение и т.д.

Телесное взаимодействие:

  • Рукопожатие, похлопывание, поцелуй и т.д.

Ориентация участников коммуникации:

  • В пространстве – на какой дистанции они находятся, как расположены относительно друг друга;
  • Во времени – пунктуальность, соотношение статусности и т.д.

Современные средства коммуникации

Развитие современных средств связи способствует тому, что непосредственное общение практически сходит на нет. В связи с этим актуализируется возможность общения по сети. Интернет и технические новинки перестраивают весь процесс общения – дистанционные возможности позволяют коммуницировать людям без прямого взаимодействия, что практически сводит на нет получение невербальных сигналов в процессе общения. Конечно, даже на расстоянии можно использовать видео связь благодаря обилию современных программных средств, но такое замещение всё же снижает эффективность «чистой» коммуникации и формализует её.

Важный момент также заключается в том, что впредь нет необходимости открываться. Настоящие имена сменились никами, настоящие люди – фейками и ботами. Интернет стал не только площадкой возможностей, но и площадкой рисков. В то же время в Сети можно найти отзывы на номера телефонов, продукты, компании и даже на отдельных людей, что делает возможным проведение верификации, доступной любому пользователю.

И всё же от тенденции сетевизации никуда не уйти, поэтому есть смысл рассмотреть правила эффективного общения посредством Интернета, исключающего использование невербальных сигналов:

  1. Чтобы быть правильно понятым, важно корректно формулировать свои мысли, соблюдая грамматические и пунктуационные правила языка. Минимизируйте использование специализированной и профессиональной лексики.
  2. Поток информации благоволит тому, чтобы отвечая на вопросы собеседника, вы обязательно задействовали элементы вопроса. В ином случае собеседник потеряет линию разговора и диалог зайдёт в тупик.
  3. Постарайтесь передать словами эмоцию или используйте эмодзи (смайлики), это значительно упростит коммуникацию.
  4. Соблюдайте меру, не перегружайте текст узкоспециализированными словами, аббревиатурами и сленговыми выражениями. Чтобы придать общению неформальность, это уместно, но всё же остаётся риск остаться непонятым.
  5. Использование электронных средств предполагает включение в цепь между отправителем и получателем множества иных точек, поэтому важно учитывать элемент конфиденциальности. Если ваша информация носит секретный характер и не предназначена для чужих глаз, разумнее исключить такую передачу.
Узнать цену работы
Узнай цену
своей работы
Нужны оригинальность, уникальность и персональный подход?
Закажи свою оригинальную работу
УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ