Структура государственного управления
- Общая характеристика структуры управления государством
- Составляющие структуры управления государством
Общая характеристика структуры управления государством
Рассматривая государственное управление в качестве структуры, ее можно охарактеризовать как совокупность органов управления государством, действующие от имени государства в границах, предоставленных им законом компетенции и полномочий.
Государственное управление имеет трехуровневую систему:
- федеральную,
- региональную,
- местную.
В распоряжение каждого из этого уровня находятся различные органы власти.
С целью успешного осуществления управления государством и руководством разнообразных общественных процессов созданы государственные органы со специальными полномочиями, являющиеся дополнительными структурами государственной власти, задачей которых является реализация полномочий власти и проведение принимаемых ею решений.
Федеральный уровень. Положение о федеральных органов власти, которая делится на исполнительную, законодательную и судебную, а также порядок деятельности и организации таких органов закреплено в ст.71 Конституции (Основного закона). На федеральном уровне осуществление государственной власти выполняется Президентом, Федеральным Собранием России (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительством, судебной системой.
Уровень субъектов РФ. Необходимо отметить, прежде всего, что конкретно относится к субъектам России. Закон дает следующий перечень: республики, области, края, города федерального значения, автономная область, автономные округи. Субъекты, опираясь на принципы конституционного строя и организации государственного управления самостоятельно создают систему органов. Исходя из того факта, что самоуправление на местах не относится к госуправлению, не представляется возможным причислить данные органы управления к государственным. Следовательно, органы управления обладают характером муниципальных, осуществление их формирования происходит на основе решений органов власти и управления на государственном уровне. Государственные структуры на муниципальном уровне представлены финансовыми органами, территориальными органами юстиции, органами по управлению имуществом, сельским хозяйством, транспортом, строительством и архитектурой, промышленностью, здравоохранением, культурой, торговлей, связью, земельными ресурсами и пр.
К основным характеристикам управления государством относятся оперативность и повседневность на каждом из уровней деятельности. В законе указан необходимый объем и порядке, в пределах которых должно осуществляться управление государством специально уполномочены для этих целей субъектами управления.
Свои функции по управлению государством они осуществляют во всех областях деятельности (исполнительной, прокурорской, законодательной и судебной).
Составляющие структуры управления государством
В данной структуре можно выделить следующие составляющие:
- Президент;
- Федеральное Собрание;
- Правительство;
- Федеральные органы исполнительной власти;
- Органы власти субъектов.
Роль каждой из указанных составляющих в государственном управлении чрезвычайно важна. Всем из них характерны индивидуальные полномочия и функции, которые представлены в законодательстве в сфере управления государством. Особо примечателен тот факт, что управление государством может проходить не только в области его реализации, но и в судебной и законодательной сфере. Государственная дума и Совет Федерации в процессе своей деятельности принимают законы, Правительство претворяет их исполнение в жизнь, а со стороны Президента РФ идет контроль над всем этим комплексом процессов. Главная задача прочих органов власти заключается в наблюдении за беспрекословным исполнением всех действующих в законов в стране.