Структура и процесс развития конфликта
- Понятие конфликтной ситуации, объект конфликта
- Предмет разногласий
- Социальная среда, субъекты конфликтных ситуаций
- Процесс развития спорной ситуации
Под конфликтом понимают организованную структуру социального взаимодействия. Такого рода структура подразумевает определение основных элементов, в числе которых выделяют субъекты конфликтной ситуации, условия, в которых осуществляется разногласие, устремления, интересы каждой из сторон, наличие сил, которые прямо не участвуют в противостоянии, однако заинтересованные в его исходе, причинное поле разногласия, а также ресурсы конфликтной коллизии.
ПримечаниеВ числе базовых составляющих структуры конфликтной ситуации выделяют:
- объект конфликтного инцидента;
- предмет разногласия;
- субъекты конфликтной ситуации;
- социальная среда, условия развития спора.
Понятие конфликтной ситуации, объект конфликта
Любой спор имеет свою первопричину. Прежде всего он зарождается по причине потребности в удовлетворении конкретных нужд. Объектом конфликта выступает определенная ценность, которая способна удовлетворить указанную потребность, из-за владения которой формируются разногласия. В целом, в качестве объекта конфликтной ситуации могут выступать социальные, духовные и материальные ценности. Например, самый элементарный образец конфликта межличностного характера – спор малышей в детском саду, когда те не поделили игрушку. В такой ситуации в роли объекта конфликта выступает определенная игрушка в качестве материальной ценности.
Предмет разногласий
Как правило, характер спорной ситуации можно детерминировать как объективными условиями в конкретном государстве, большой, малой социальной группе, так и посредством субъективного восприятия либо склада конфликта, который сформировался у действующих в определенной спорной ситуации групп особ либо особ. Такое восприятие далеко не всегда отвечает реальному положению вещей. К примеру, завязался конфликт между двумя мужчинами по причине внимания женщины, которая в рассматриваемой ситуации выступает в роли объекта разногласия, и все же в качестве предмета конфликта может также быть стремление каждого субъекта обладать ею, или нежелание того, дабы соперник ею обладал. Иначе говоря в различных обстоятельствах может быть один и тот самый объект разногласия, и все же предметы существенно отличаются.
Человеческие познание способны представлять объективную природу, а также включают в себя как обязательный элемент природу человека. По такой причине отношения между восприятиями, образами и действительностью достаточно не простые, не только практически никогда полноценно ей не соответствуют, а и способны достаточно кардинально отличаться, что и является еще одним значимым источником разногласий.
ПримечаниеВажно учитывать, независимо от существующих образов, представлений, восприятий спорной ситуации, разногласие не может начаться, пока они не будут выражены в конкретных взаимных поступках. Объективные и субъективные мотивы конфликтной ситуации, которые проявляются на его отдаленных и ближних действиях, состав субъектов детерминируют комплекс допустимых альтернатив решений, поведения участников. Из-за того, что любой поступок одного из субъектов спора тянет за собой соответствующее сопротивление, они взаимно воздействуют друг на друга.
Социальная среда, субъекты конфликтных ситуаций
В роли субъекта разногласия могут выступать обособленные индивиды, организации, объединения, социальные группы, а также более масштабные социальные ассоциации (коалиции, страны). Главными участниками конфликтных ситуаций выступают противодействующие субъекты, противники, которых в споре как минимум два. Именно они считаются основой конфликта. Конфликт считается исчерпанным в ситуации, если из противостояния выходит по крайней мере одна из главных его сторон.
Условно всех оппонентов конфликта можно дифференцировать на 3 ранга. Ранг оппонента – целостная характеристика силовых ресурсов, благодаря которым осуществляется противостояние.
Мера и значимость воздействия субъектов разногласия далеко не всегда отвечают определенной последовательности. Так само и с позиции психологии определяется не равнозначная роль определенных субъектов конфликта: она может быть минимальной, незаметной либо же героической, преувеличенной. Любой участник конфликта в ходе развития противостояния может опираться на личные ценности, установки, цели, интересы и мотивы. Так, цели, установки, социальная значимость субъектов очень отчетливо выражаются в том случае, если спор доходит до своего пика развития. При этом отмечается «момент истины» в ходе развития конфликтной ситуации, становится ясно, кто прав, кто виноват среди его участников.
Кроме главных сторон разногласия, также можно выделять и прочих его субъектов, которым предоставляются роли второстепенного значения. Такие роли в некоторых ситуациях являются значимыми. В прочих же обстоятельствах детерминируются как малозначимые, роли «людей из толпы».
Более того, роли субъектов споров дифференцируются с точки зрения психологии, социологии. К примеру, с позиции социологии они могут кардинально различаться по своей социальной силе, воздействии, важности, а это особенно отчетливо прослеживается при столкновении самостоятельного индивида и государства. Естественно, в такого рода спорах силы субъектов не могут быть равнозначными, об этом свидетельствуют драматические судьбы «инакомыслящих» людей, которые активно выступали против Советского Союза.
И все же, кроме представленных субъектов конфликтных ситуаций, совокупность которых в целом и формирует его микросреду, фундаментальную, как правило, ключевую роль в его дальнейшем развитии отводится макросреде, тем определенным социально-психологическим, историческим обстоятельствам, в которых он осуществляется. В целом, понятие социальной среды детерминирует фундамент, на основе которого осуществляется коллизия, развитие разногласия. В такую категорию также входит ближайшее, дальнее, более обширное окружение субъектов спора, ключевые социальные группы, в которые они входят, национальные либо классовые, социум в целом.
Процесс развития спорной ситуации
В своем развитии любой конфликт проходит 5 ключевых последовательных этапов.
Для первого этапа присуще появление исходных условий, которые создают некоторые предпосылки для зарождения в дальнейшем конфликта, в их числе:
- персональные качества работников (присутствие несовместимых систем ценностей, не уважение к позициям прочих субъектов коллектива, догматизм);
- сложности, которые сопряжены с определенной спецификой функционирования компании (отсутствие строго сформированной системы вознаграждения, стимулирования работников, системы оценки рабочих достижений, авторитарный управленческий стиль);
- сложности, тесно связанные с коммуникацией (отсутствие взаимопонимания в коллективе, неудовлетворительное качество информационного обмена).
Следующий этап детерминируется таким развитием событий, при котором разногласия становятся реальными для его субъектов. Данный факт могут подтверждать изменения взаимоотношений между сторонами спора, возникновение накаленной обстановки, а также наличие ощущения дискомфорта психологического характера.
Третий этап допустимо описать фактическими намерениями конфликтующих сторон поскорее разрешить спорную ситуацию. В таком случае определяют следующие ключевые стратегии разрешения разногласий:
- достижение компромисса, при котором все субъекты конфликта готовы отчасти пожертвовать личными интересами во благо интересов общих;
- конформизм – ситуация, при которой один участник спора проявляет свое желание поставить интересы иной стороны гораздо выше личных;
- желание избежать разногласий, когда спор целиком игнорируется, каждая из сторон не проявляет желания признать факт его существования, стремится всячески избегать тех индивидов, с которыми могут возникать конфликты по определенным вопросам;
- взаимосотрудничество, при котором активно осуществляются попытки более системно удовлетворить интересы каждой стороны, принимающей участие в споре;
- прямое противостояние, во время которого один субъект пытается удовлетворить личные интересы, при этом не учитывая, как это может воздействовать на интересы прочих субъектов.
Четвертый этап развития конфликта проявляется в том случае, когда стремления его субъектов реализуются в определенных поведенческих формах. Так, поведение субъектов разногласия могут принимать контролируемые либо абсолютно неконтролируемые формы (к примеру, конфронтация групп и прочие).
Пятый этап конфликта допустимо описать, как результат противостояния (положительный либо отрицательный), который наступает сразу по факту разрешения конфликтной ситуации.