Узнать цену работы
Статьи по теме

Теория справедливости Адамса

Понятия входа и выхода

Теория справедливости на практике

Последствия ощущения неравенства

Выводы

Джон Стейси Адамс считается основателем теории справедливости. Социальный психолог занимался исследованием поведения работников компании "Дженерал Электрик", а также изучал рабочую среду. Проведённые исследования позволили ему в 1963 году сформировать основные принципы своей теории.

Это учение, подобно теории ожидания Виктора Врума, помогает исследовать мотивации персонала. И теория ожиданий, и теория справедливости указывают на взаимосвязь результата с ожидаемым вознаграждением. Однако в теории справедливости этот сравнивающий момент рассматривается более широко.

В результате теория мотивации Адамса помогает сконцентрировать внимание не только на внутреннем мире индивида, но и на том влиянии, которое оказывают другие люди, окружающие его. Такое влияние можно считать основой понимания справедливости, также оно ложится в основу формирования сравнительного взгляда.

Именно от самочувствия людей в конкретных условиях будет зависеть уровень их мотивации. Говоря проще, когда человек ощущает душевный подъём, тогда он и работает значительно продуктивнее, с большим эффектом. Так что теория справедливости Адамса указывает на зависимость результата от следующего сравнения: человек, получивший вознаграждение за свой труд, сравнивает его с вознаграждением, полученным в подобной ситуации другими людьми.

Понятия входа и выхода

Теория Адамса опирается на такие основные понятия, как вход и выход. Под входами признаются те усилия, что вложены человеком в работу. Под выходом подразумеваются результаты работы и те блага, что получены взамен потраченных усилий.

Здесь невозможно полноценно сравнивать эти два показателя, но сопоставлять обозначенные условия с аналогичным результатом деятельности и вознаграждением иного референтного индивида при таком подходе удаётся. Как раз "референтные другие" и становятся людьми, подходящими для сравнения.

Обычно к входам причисляются:

  • трудолюбие;
  • гибкость;
  • целеустремлённость;
  • усилия;
  • лояльность;
  • личные жертвы;
  • энтузиазм.

А выходом могут оказаться:

  • зарплата и премия;
  • репутация и признание;
  • обучение и развитие;
  • различные льготы.

После внимательного изучения этой теории становится понятна причина, почему объединение таких показателей, как рабочие усилия и зарплата, не становится условиями для определения мотивации. Потребуется не только сравнивать баланс затрат труда и его результатов, но также учитывать иные факторы (вкладываемые усилия, получаемые результаты), представляющие вход и выход референтов.

Теория справедливости на практике

Чувство справедливости людей должно оправдываться в реальной обстановке, то есть определяться ситуативно. Теория справедливости Дж. Адамса именно по этой причине признаётся более сложной. Люди ощущают справедливость только в случае, когда соотношение приложенных ими плодотворных усилий и получаемого вознаграждения в достаточной степени совпадает с этими факторами у других людей при аналогичной ситуации.

К примеру, теория справедливости даёт возможность разобраться, по какой причине сотрудник мотивируется ситуацией лишь определённый промежуток времени при постоянстве условий. Человек сравнивает собственные показатели входа и выхода с теми, которые фиксируются у его коллеги. Если сравнение отмечается не в его пользу, мотивация снижается.

Фиксируются не только вложения и конечный результат, но также их соотношение. Если усилия работника вознаграждаются в должной степени, тогда он принимается трудиться более плодотворно или хотя бы прикладывает усилия на прежнем уровне.

Последствия ощущения неравенства

Отмечается прямая зависимость ощущаемого неравенства от уровня мотивации. У некоторых индивидов, которые отметили даже незначительное неравенство, мотивация к труду снижается слишком резко. Более того, в коллективе начинает царить чувство враждебности.

Каждому человеку хочется реагировать на несправедливость по-своему. Отмечаются:

  • скрытая агрессия;
  • разрушительное поведение;
  • желание получать лучшую оплату;
  • намерение уволиться, искать другую работу.

Руководители, ознакомившиеся с теорией Адамса, начинают понимать, по какой причине создаются серьёзные проблемы, нарушается хрупкое равновесие. А поводом для конфликта часто становится улучшение условий работы для конкретных сотрудников или для одного.

Люди тесно взаимосвязаны с окружающим их миром, и теория справедливости с Адамса указывает на это. Следует постоянно сравнивать вышеуказанные показатели, столь важные для восприятия сотрудником своего положения. Здесь упрощённого суждения о соответствии вознаграждения затраченным усилиям недостаточно.

Выводы

Дж. Адамсом была разработана теория справедливости, что обрела известность с 1963 года.

Он сравнил положение одного человека с положением другого, при этом учёл сходства ситуаций.

Адамс ввёл понятие входов (затрачиваемые усилия, а также прочие факторы, способствующие достижению цели) и выходов (принесённые жертвы, полученные вознаграждения).

Результат/вознаграждение одного человека следует сравнивать с теми же показателями "референтного другого" индивида, исполняющего подобные обязательства.

Руководитель обязан понимать, что создавая для одного сотрудника более выгодные условия, этим он снижает уровень мотивации его коллег.

Применение теории Адамса помогает поддерживать в коллективе принцип справедливости, повышать отдачу каждого его члена.

Смотрите также:

Анализ пяти сил Портера

Узнать цену работы
Узнай цену
своей работы
Нужны оригинальность, уникальность и персональный подход?
Закажи свою оригинальную работу
УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ