Управление маркетингом на предприятии
Уровни управленческой деятельности на предприятии
Этапы управления маркетинговой деятельностью фирмы
Через управление маркетингом компания анализирует состояние рынка, оценивает собственные возможности, планирует и реализует планы, а также контролирует их соответствие и выполнение поставленным ранее бизнес-задачам. Таким образом, управление маркетинговой деятельностью включает такие элементы, как:
• Анализ;
• Планирование;
• Реализацию мероприятий в сфере маркетинга;
• Контроль их проведения.
Всё это делается для того, чтобы установить (привлечь новых потребителей) и поддерживать на заданном уровне выгодные отношения с другими участниками рынка (партнерами, конкурентами, покупателями). В таких условиях компания сможет достичь поставленных целей, в том числе в экономическом плане (объем продаж, размер прибыли).
Главная задача управления маркетингом заключается в том, чтобы влиять на рыночный спрос в целях достижения планируемых результатов. Такая деятельность должна быть адаптивной и гибкой, потому что ситуация на рынке постоянно меняется.
Уровни управленческой деятельности на предприятии
Существует 2 уровня управления маркетингом:
• Стратегический;
• Тактический.
В первом случае речь идет о маркетинговой стратегии предприятия, которая направлена на то, чтобы согласовать внутренние условия и факторы внешней среды и выстроить работу компании таким образом, чтобы она не шла в разрез с ситуацией на рынке. Под стратегией понимают план, где определены способы достижения целей в виде маркетинговых элементов, нужные для этого ресурсы, возможности производственных мощностей.
Компании часто прибегают к таким стратегиям:
• Проникновение на ранее незадействованный рынок;
• Создание и продвижение нового товара;
• Объединение с успешными на целевых рынках предприятиями.
Во втором случае разрабатывается маркетинговая тактика. С её помощью компания формирует и управляет спросом на собственную продукцию. Ведь на его изучение и изменение направлены все тактические мероприятия, с помощью которых фирма решает организационные задачи.
Маркетинговая тактика предполагает выполнение следующих действий:
• Изучение ситуации на рынке;
• Изменение и расширение ассортимента товаров;
• Прямое и косвенное взаимодействие с потребителями путем проведения рекламной кампании и участия в различных мероприятиях;
• Улучшение сервисного обслуживания;
• Приведение продукта в соответствие с запросами клиентов.
Какой будет маркетинговая тактика, зависит во многом от стратегии. Тактические мероприятия не должны идти в разрез со стратегическими целями и планами компании. Тактический уровень подчинен стратегическому, не наоборот.
Этапы управления маркетинговой деятельностью фирмы
Управленческий процесс можно разбить на 4 этапа:
1. Анализ возможностей рынка. Прежде чем начать управлять маркетингом, компания должна проанализировать рыночную ситуацию. Для того чтобы получить необходимую для дальнейших действий информацию, фирма проводит маркетинговые исследования. Определиться с маркетинговой тактикой и стратегий можно только тогда, как есть четкое представление относительно привлекательности рынка и его соответствия ресурсным и финансовым возможностям компании;
2. Поиск целевых рыночных сегментов. После того, как информация обо всем рынке будет собрана, предприятие может осуществить его сегментирование. С его помощью можно выделить наиболее привлекательные сегменты, в которых реализация товаров окажется максимально выгодной, ведь продукты удовлетворят большую часть потребностей клиентов. Целевых групп может быть несколько – всё зависит от целей и возможностей предприятия, специфики выпускаемого товара. Если выбран не один целевой сегмент, фирма должна определить своё место в каждой из групп;
3. Создание комплекса маркетинговых действий. Когда информация о рынке получена, целевые сегменты выделены, можно разрабатывать комплекс действий в сфере маркетинга. Обычно он базируется на 4 составляющих (модель 4Р) и включает продукт, его стоимость, место продажи и способ продвижения. Если на первых 2 этапах компания определяла маркетинговую стратегию, то в данном случае речь идет о тактике предприятия, которая должна соответствовать ранее обозначенным целям;
4. Реализация запланированных мероприятий. Если комплекс маркетинговых действий готов, пришло время переходить к осуществлению запланированных мероприятий. Последний этап посвящен не только реализации плана, но и контролю правильности и полноты проведения всех мероприятий. Компания также оценивает, насколько эффективной является созданная маркетинговая система.
Готовые работы на тему:
Управление маркетингом на предприятии
Управление маркетингом на предприятии. Разработка маркетинговой стратегии
Смотрите также:
Управление международным маркетингом
Управление маркетинговыми рисками