Ведущие факторы развития личности
Основные понятия
Чтобы понимать все механизмы, которые влияют на развитие личности, тербуется четкое понимание каждого из них. Развитие является как социальным, так и биологическим процессом, в процессе которого личность претерпевает изменения.
Среди таких механизмов играет большую роль фактор наследственности - в процессе ее от поколения к поколению с помощью ген передаются определенные видовые особенности. Также влияние оказывает среда, которая представляет внешние факторы, под действием которых человек развивается. Следующим механизмом является воспитание, в процессе которого личность формируется, этот процесс не может происходить без непосредственого участия человека в нем.
Наследственность
Наследственность, прежде всего, формируется воздействием целого ряда показателей. Именно поэтому каждый из них рассматривается отдельно и вывод делается по всем ним суммарно. Человек наследует физические черты, особенности физиологии, особенности нервной системы, болезни и их риски. Задатки - это также часть системы человеческого организма, играющая колоссальную роль в развитии человека. Особенности нервной системы человека влияют на его внимательность, способность к выполнению тех или иных задач, предрасположенность к профессии, талантам. Их развитие не может происходить нормально при отсутствии условий для развития. Моральные качества, считается что не наследуются, а являются приобретенными во взаимодействии индивида со средой. Другая же точка зрения говорит обратное. Последняя точка зрения актуальна в западной школе педагогики.
Среда
Социальный фактор, который также несет огромную роль в развитии личности человека - это среда. На развитие индивида может влиять национальная и социальная среда, культурная и религиозная, и многие другие. Условно можно выделить три основные группы - микросреду, макросреду и искусственную среду обитания
Фактически, среда является конкретным типом действительности, в которой развивается индивид. У детей существует также семейная и домашняя среда, в которой он развивается и которая формирует их личность, закладывая ее основные черты.
Искусственная среда обитания изучена в настоящее время мало, при том, что ее значение в формировании личности человека крайне велико.
Следует понимать, что среда, влияя на развитие личности человека имеет уровень влияния, зависящий как от собственных факторов, так и от самого индивида и его уровня активности, проявляющийся при реакции на проявление среды. Во многом, от воспитания человека зависит то, насколько он устойчив к отрицательным проявлениям среды.
Воспитание
Как уже говорилось выше, этот фактор способен снизить или полностью защитить индивида от отрицательных воздействий среды и наследственности. Воспитание помогает выявить все возможные задатки, которые были обусловлены наследственностью, выявить способности и таланты индивида, проходить успешно учебный процесс и правильно использовать все положительные факторы, влияющие на формирование и становление человеческой личности. Важным условием в воспитании детей является их готовность к воспитательному процессу. Необходимо определиться с поставленными задачами и целями развития, максимально структурировать процесс, чтобы развитие личности было максимально возможным.