Виды конкуренции
Конкуренцией называется процесс в экономике, при котором происходит взаимовыгодный обмен или соперничество между компаниями, представляющих один и тот же сегмент рынка. Главной задачей обычно является выявление потребностей потребителя, составление для него разнообразия продукции, реализация ее по выгодным условиям.
Выделяют:
• Рыночную конкуренцию.
• Монопольные организации.
Рыночная конкуренция и ее классификации
Рыночная конкуренция имеет разновидности в зависимости от своих признаков.
Если рассматривать ее по масштабам развития, то бывают: индивидуальная – между отдельными участниками торговли; местная – между организациями, сообщающихся из-за одного территориального расположения; отраслевая – у тех компаний, что выпускают продукцию из одной сферы. Кроме того, в эту группу относят: межотраслевая – конкуренция между организациями из разных областей; национальная – в рамках одного государства; глобальная – у компаний на всем рынке мира.
Другое основание для подразделения – по характеру развития. Сюда включают: свободную, никак не ограниченную страной конкуренцию; регулируемую, то есть имеющую определенные запреты; по конкурентному преимуществу; ценовую – искусственное сбивание стоимости товара; неценовую – улучшение качества товара, появление новых свойств.
Рыночная конкуренция может подразделяться на типы, исходя из имеющихся в потенциале задатков для уравновешивания рынка: совершенная и несовершенная. Первый вид опирается на то, что конкуренция активно развивается. То есть существуют разные производители, торговля ничем не ограничена, все данные по рынкам свободны для доступа. Второй вид – нарушение конкурентоспособности. Это возникает тогда, когда крупные предприятия самовольно захватывают рынок, вытесняя мелких производителей.
Соотношение спроса и предложения продукции определяет такие виды конкуренции: чистая – такой совершенный тип, при котором нет никакого давления со стороны конкурентов; олигополистическая – рыночная сила присутствует и является достаточно авторитарной; монополистическая – несовершенный вид, когда потребитель воспринимает только одних производителей, не желает обращать внимание на других, либо не знает о них.
Чистая совершенная конкуренция – не вполне нормальное рабочее состояние. Рынок должен иметь разнообразие. Но в некоторых сферах есть затруднения, вызванные технологическими особенностями, слишком высокими невозвратными активами, что были вложены в производство, наличием избытка производства, что исключает застой в удовлетворении потребностей потребителя.
Виды монополий
Монополии бывают: естественными, стабильными – в компаниях, у которых имеются редкая, дефицитная продукция, которую тяжело достать; искусственными – достигается в организациях путем передачи в чьи-либо руки объектов отношений в экономике; новаторскими – продукция настолько уникальна и неповторима, что привлекает множество потребителей.
Монополии могут оказывать позитивное и негативное влияние на рынок. Первое проявляется в том, что происходит уменьшение издержек, поскольку производство работает без сбоев, всегда реализует свой объем, работает на конкретного потребителя. Второе – покупателю не из чего выбрать, что нарушает его права. Бизнес в этом сегменте не развивается, улучшения редки.
Встречаются горизонтальная и вертикальная конкуренции в зависимости от потребностей в товаре: первый вид происходит у тех производителей, что выпускают продукцию одной отрасли; второй связан с компаниями, которые производят товары и услуги разные, но нацеленные на удовлетворение одной и той же потребности.
Помимо прочих, соотношение спроса и предложения на отдельную продукцию формирует еще два вида конкуренции: между теми, кто непосредственно продает товар; и теми, кто его приобретает. Если продавец излишне заинтересован в сбыте, то он активно конкурирует с рядом стоящими «коллегами», а покупатель выступает в роли наблюдателя и того, кто выбирает. Возникает и обратная ситуация конкуренции за один товар между несколькими потребителями.
Готовые работы на тему:
Сущность конкуренции: ее формы и виды
Виды конкуренции в рыночной экономике
Статьи на тему:
Конкурентная борьба и основные методы изучения фирм-конкурентов