Влияние организационной культуры на деятельность организации
- Организационная культура как объект исследования
- Модели влияния организационной культуры на деятельность компании
- Организационная культура и эффективность компании
Организационная культура как объект исследования
В современной науке менеджмента организационная культура, а также методы управления, связанные с нею, занимают огромное внимание. Но в ее изучении существуют некоторые трудности, усложняющие процесс. К ним можно отнести – недостаток методик анализа, невозможность получения информации из полной теоретической базы в связи с ее отсутствием, невозможность охватить всю область изучения, так как корпоративную культуру организации в основном изучают, ограничиваясь рамками науки по управлению персоналом. Вследствие этого анализирование влияния организационной культуры на деятельность компании считается неуместным и зачастую не берется во внимание. Несмотря на это, последние исследования наглядно демонстрируют необходимость учитывать, проводить анализ и оценку того, как организационная культура влияет на показатели деятельности компаний и организаций.
Именно вопрос, какое же влияние идет от организационной культуры на организацию, и стоит у истока возникновения интереса к ней. Именно изучение причин успеха и эффективности крупнейших корпораций Америки привело к началу изучения организационной культуры как таковой. Сегодня этот интерес возрождается с новой силой.
В своих работах Т. Питерсом и Р. Уотерманом были выявлены главные черты организационной культуры, приводящие компанию к успеху. Из их исследований можно сделать вывод, что для успешной работы организации необходимо первостепенной целью определить удовлетворение потребителей. При таком построении организационной культуры работники являются важным активом компании. Вследствие этого к ним проявляется большее внимание, приводящее к повышению самостоятельности и инициативы, благодаря разумному поощрению. Руководитель такой компании регулярно имеет общение с подчиненными управляемых им объектов и непосредственно участвует в деятельности последних. Организация, имеющая эффективную организационную культуру, не распыляется и ориентирована только на основной вид деятельности. Также ее характеризует гибкость и простота организационной культуры, свойственна очень слабая диверсификация.
Впоследствии было проведено огромное количество исследований, основанных на трудах Уолтера и Питерса, которые как доказывали, так и опровергали сделанные учеными выводы. Однако то, что данная культура оказывает огромное воздействие на компанию, не подлежит никаким сомнениям.
Модели влияния организационной культуры на деятельность компании
Модель Сате, как ее принято называть – одна из первых известных моделей организационной культуры, которые были когда-то выведены. В своей модели В. Сате выделил два уровня влияния культуры на организацию. Поверхностный и подповерхностный.
Также широко известна другая модель – модель Парсона, разработанная Т. Парсоном, американским социологом. В своих исследованиях он взял за основу то, что организация – это, в первую очередь, социальная система. В ней он определил некоторые функции, определяющие успех компании, такие как: интеграция, достижений поставленных целей, легитимность, адаптация. Парсон определил корпоративную культуру как средство воплощения перечисленных функций.
Основываясь на модели Парсона и развивая ее Дж. Робах и Р.Квин вывели свою модель - «Конкурирующие ценности и организационная эффективность». Она рассматривает организационную культуру и ее влияние, как на саму организацию, так и на коллектив. Изучение происходило в свете:
- Внутреннего/внешнего фокуса(на что, прежде всего, сфокусирована организация – на своих работников, их удовлетворенности, координации или же - на укрепление своего положения среди других компаний);
- Дифференциации/интеграции( отдается ли предпочтение контролю и, как следствие, порядку, стабильности или существует стремление к некоторой гибкости, подразумевающей какие-либо нововведения и изменения);
- Средств/результатов( концентрирование внимания на методах – планирование, установление целей или на конкретных результатах, таких как эффективность, производительность и другое).
Организационная культура и эффективность компании
Современная модель воздействия организационной среды в организации на ее эффективность принадлежит швейцару Д. Денисону. Он рассматривает культуру, разделяя ее на 4 составляющие. Первая – это вовлеченность, вторая – согласованность, третья – адаптивность и четвертая – миссия.
Перечисленные аспекты, каждый из них, оказывает непосредственное влияние как на все организационные процессы, так и на структуру компании, на внутриорганизационное поведение, а также – на ее конкурентоспособность и результативность в целом.