Внешняя среда организационной культуры
Характеристики внешней среды организационной культуры
Модели организационной культуры, ориентированные на внешнюю среду
Под организационной культурой принимается системно организованная совокупность правил, ценностей и традиций, характерных для каждой конкретной организации, обуславливающая набор стандартных, нормативных форм поведения ее членов.
Факторы внешней среды
Любая организационная культура формируется в силу воздействия на организация целого ряда факторов, которые могут быть разделены на внутренние и внешние. В основе выделения группы внешних факторов, формирующих культуру организации, лежит принципиальная невозможность оказать на них влияние и необходимость, вместе с тем, считаться с ними и корректировать линию организационного поведения в соответствии с ними.
Группа факторов внешней среды слагается из:
- условий, созданных общеэкономической ситуацией;
- национальных, расовых и государственных особенностей, в рамках которых организация осуществляет свою деятельность;
- социальных условий;
- специфических условий внутри занимаемой отраслевой ниши;
- уровня развития предпринимательства в стране;
- главенствующих в социуме традиций и мировоззренческих ориентаций;
- особенностей потребительского спроса.
Поскольку все вышеперечисленные факторы практически не поддаются коррекции, в сфере управленческой деятельности организации они создают необходимость непрерывно подстраивать к ним деятельность самой организации и, соответственно, ее культуру.
Характеристики внешней среды организационной культуры
Список выделяемых характеристик внешней среды довольно обширен, следует выделить ряд основных:
- Под сложностью внешней среды подразумевается число непосредственно оказывающих на организацию влияние ее компонентов. В одной и той же обстановке для разных организаций сложность внешней среды различна;
- Под взаимосвязанностью средовых факторов понимают степень воздействия одних из них на другие. К примеру, изменения в государственном законодательстве способно существенно изменить все остальные факторы;
- Изменчивость, или вариативность внешнесредовых факторов — характеристика, характеризующая каждый отдельно взятый фактор по подверженности изменениям. По этому признаку внешние факторы можно разделить на относительно стабильные и изменчивые;
- Подвижность характеризует скоростной параметр изменчивости внешней среды. Для каждого отдельно взятого организационного структурного подразделения эта характеристика может разнится;
- Неопределенность среды подразумевает отношение количества информации о внешних факторов к уверенности в их достоверности. Данный фактор определяет сложность принятия управленческих решений.
Модели организационной культуры, ориентированные на внешнюю среду
К организационным культурам, ориентированным, преимущественно, на факторы внешней среды относят рыночную и адхократическую модели.
В ценностной структуре рыночной культурной модели превалируют результативные показатели: высокая конкурентоспособность, увеличение доли на общем рынке, максимизация прибыли. Определяющими факторами внешней среды для этой модели выступают потребительский спрос, взаимоотношения с поставщиками и конкурентами. Модель очень подвижна. Для достижения эффективной работы организации ее культура должна постоянно меняться, чутко реагируя на изменчивую рыночную обстановку, в определенной степени прогнозируя и опережая реальные изменения в ней. Организации с рыночной культурой, образно говоря, всегда «держат руку на пульсе» рынка.
Однако, именно работа на опережение, предвидение будущего потребительского спроса - характерная черта организационной культуры адхократического типа. Основные целевые ориентации — занять новую нишу, в конкурентной борьбе освоить передовые, инновационные технологии и ресурсы раньше конкурентов. Адхократические культуры также чутко реагируют на рынок, но, вместе с тем, более активно пользуются передовыми управленческими технологиями, допускающими значительную степень идейной свободы сотрудников, что позволяет чаще принимать нетрадиционные, новаторские, интуитивные решения. В качестве ценностей адхократия выдвигает увеличение прибыли за счет предоставления рынку принципиально новых, уникальных, оригинальных товаров и услуг.
Таким образом, рыночная культура, при всей своей гибкости, в большей степени зависима от рынка, нежели культура адхократическая. Последняя отличается большей степенью автономности, самодостаточности и большим творческим потенциалом организации.
Такие известные модели организационной культуры как клановая и иерархическая ориентированы в большей степени на факторы внутренней организационной среды.