Узнать цену работы
Статьи по теме

Внешняя среда организационной культуры

Факторы внешней среды

Характеристики внешней среды организационной культуры

Модели организационной культуры, ориентированные на внешнюю среду

Под организационной культурой принимается системно организованная совокупность правил, ценностей и традиций, характерных для каждой конкретной организации, обуславливающая набор стандартных, нормативных форм поведения ее членов.

Факторы внешней среды

Любая организационная культура формируется в силу воздействия на организация целого ряда факторов, которые могут быть разделены на внутренние и внешние. В основе выделения группы внешних факторов, формирующих культуру организации, лежит принципиальная невозможность оказать на них влияние и необходимость, вместе с тем, считаться с ними и корректировать линию организационного поведения в соответствии с ними.

Группа факторов внешней среды слагается из:

    условий, созданных общеэкономической ситуацией;
  • национальных, расовых и государственных особенностей, в рамках которых организация осуществляет свою деятельность;
  • социальных условий;
  • специфических условий внутри занимаемой отраслевой ниши;
  • уровня развития предпринимательства в стране;
  • главенствующих в социуме традиций и мировоззренческих ориентаций;
  • особенностей потребительского спроса.

Поскольку все вышеперечисленные факторы практически не поддаются коррекции, в сфере управленческой деятельности организации они создают необходимость непрерывно подстраивать к ним деятельность самой организации и, соответственно, ее культуру.

Характеристики внешней среды организационной культуры

Список выделяемых характеристик внешней среды довольно обширен, следует выделить ряд основных:

  • Под сложностью внешней среды подразумевается число непосредственно оказывающих на организацию влияние ее компонентов. В одной и той же обстановке для разных организаций сложность внешней среды различна;
  • Под взаимосвязанностью средовых факторов понимают степень воздействия одних из них на другие. К примеру, изменения в государственном законодательстве способно существенно изменить все остальные факторы;
  • Изменчивость, или вариативность внешнесредовых факторов — характеристика, характеризующая каждый отдельно взятый фактор по подверженности изменениям. По этому признаку внешние факторы можно разделить на относительно стабильные и изменчивые;
  • Подвижность характеризует скоростной параметр изменчивости внешней среды. Для каждого отдельно взятого организационного структурного подразделения эта характеристика может разнится;
  • Неопределенность среды подразумевает отношение количества информации о внешних факторов к уверенности в их достоверности. Данный фактор определяет сложность принятия управленческих решений.

Модели организационной культуры, ориентированные на внешнюю среду

К организационным культурам, ориентированным, преимущественно, на факторы внешней среды относят рыночную и адхократическую модели.

В ценностной структуре рыночной культурной модели превалируют результативные показатели: высокая конкурентоспособность, увеличение доли на общем рынке, максимизация прибыли. Определяющими факторами внешней среды для этой модели выступают потребительский спрос, взаимоотношения с поставщиками и конкурентами. Модель очень подвижна. Для достижения эффективной работы организации ее культура должна постоянно меняться, чутко реагируя на изменчивую рыночную обстановку, в определенной степени прогнозируя и опережая реальные изменения в ней. Организации с рыночной культурой, образно говоря, всегда «держат руку на пульсе» рынка.

Однако, именно работа на опережение, предвидение будущего потребительского спроса - характерная черта организационной культуры адхократического типа. Основные целевые ориентации — занять новую нишу, в конкурентной борьбе освоить передовые, инновационные технологии и ресурсы раньше конкурентов. Адхократические культуры также чутко реагируют на рынок, но, вместе с тем, более активно пользуются передовыми управленческими технологиями, допускающими значительную степень идейной свободы сотрудников, что позволяет чаще принимать нетрадиционные, новаторские, интуитивные решения. В качестве ценностей адхократия выдвигает увеличение прибыли за счет предоставления рынку принципиально новых, уникальных, оригинальных товаров и услуг.

Таким образом, рыночная культура, при всей своей гибкости, в большей степени зависима от рынка, нежели культура адхократическая. Последняя отличается большей степенью автономности, самодостаточности и большим творческим потенциалом организации.

Такие известные модели организационной культуры как клановая и иерархическая ориентированы в большей степени на факторы внутренней организационной среды.

Узнать цену работы
Узнай цену
своей работы
Нужны оригинальность, уникальность и персональный подход?
Закажи свою оригинальную работу
УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ