Узнать цену работы
Статьи по теме

Внутренняя и внешняя среда

Состав внутренней и внешней сред организации

Состав внутренней среды организации

Любая организация есть система открытого типа, функционирующую внутри совокупности факторов среды, оказывая на эту среду определенное влияние и, в свою очередь, подвергаясь разнообразным воздействиям с ее стороны.

Все множество интеракций организации со средой можно сгруппировать в три группы, соответственно трем основным, взаимосвязанным между собой, процессам:

  • вхождение из внешней среды в организацию разнообразных ресурсов;
  • преобразование организацией ресурсов в готовый продукт, в качестве которого, как правило, выступает товар или услуга;
  • вывод продукта как результата трансформации полученных ресурсов обратно, во внешнюю среду.

Обеспечение баланса всех обозначенных процессов достигается путем своевременной коррекции организацией влияния на нее множества средовых факторов.

Достаточная адаптационная способность организации, под которой подразумевается способность успешно приспосабливаться к изменению тех факторов среды, которые оказывают влияние на ее деятельность, обеспечивает ей возможность выжить в условиях рынка. В теории современного управления принято делить общую среду, в которой функционирует организация, на внутреннюю и внешнюю. Каждая из этих сред состоит, согласно актуальным литературным источникам, из строго определенного набора факторов.

Среду, оказывающую влияние извне, называют внешней. Она образована теми условиями, объектами и обстоятельствами, на которые не распространяется контроль организации: она практически не способна их корректировать их самостоятельно, а вынуждена подстраиваться под них, меняя свою собственную структуру. Хотя, путем активного поведения на рынке, оказывать косвенное влияние на элементы внешней среды организация, безусловно, может.

Факторы, входящие в структуру организации, ее функциональные элементы и внутрисистемные подразделения образуют ее внутреннюю среду.

Анализ всех внешних и внутренних факторов среды, образующих окружающий мир организации, необходим для выработки ею оптимальной поведенческой стратегии. Анализ подразумевает рассмотрение влияние каждого отдельно взятого фактора на процесс производства и реализации продукта (услуги или товара). Внутренние факторы обуславливают потенциал организации, ее возможность адаптироваться к внешним условиям и эффективно вести свою деятельности. Внешние же условия создают ту среду, в которой этому потенциалу предстоит реализоваться.

Состав внутренней и внешней сред организации

Согласно базовым концепциям современного менеджмента, в составе внешней среды принято дополнительно выделять микро- и макросреду. Микросреда взаимодействует с организацией непосредственно, макросреда представляет собой более универсальное, глобальное средовое поле.

М.Портер в составе микросреды выделяет:

  • поставщиков ресурсов;
  • производителей товаров-заменителей;
  • непосредственных конкурентов — производителей аналогичного продукта;
  • производителей нетривиальных рыночных продуктов, попадающих в категорию новинок;
  • потребителей.

Микросреда находится в тесной взаимосвязи с организацией, оказывает наиболее ощутимое влияние на ее рыночное поведение. Элементы микросреды не поддаются непосредственному контролю организации, однако, она способна довольно сильно на них влиять, реализуя грамотную активную рыночную стратегию.

Макросреда образована:

  • экономическими, политическими и социальными институтами;
  • юридическими нормами и правовыми актами;
  • состоянием экологии и соответствующими принятыми нормативами;
  • доступным уровнем развития технологий.

Макросреда создает одинаковые, наиболее общие условия, в которых функционируют, наряду с конкретной организацией, все остальные участники рынка. Однако, степень воздействия общих факторов макросреды на каждого из них различна. Активное поведение организаций на рынке в определенной, хотя и меньшей по сравнению с влиянием на микросреду, степени способно влиять на экономическую систему в целом.

Состав внутренней среды организации

Внутренняя среда организации образована:

  • организационной структурой;
  • производством;
  • материально-техническим базисом;
  • системой маркетинга;
  • кадровым составом;
  • корпоративной культурой.

Факторы внутренней среды - та область, которая в максимальной степени находится под контролем организации, ведь она непосредственно подчиняется управленческим решениям. Однако, существует ряд ситуаций, когда внутренние элементы скорректировать оказывается довольно трудно или практически невозможно, даже при безусловной целесообразности изменений. В качестве примера можно привести вынужденное использование устаревшей производственной технологии, для обновления которой оказывается недостаточна материальная база предприятия. Такие ситуации составляют сопротивление внутренней среды, которое дополняет сопротивление среды внешней и также нуждается в адаптации к нему и компенсаторной корректировке тех внутренних элементов, в отношении которых изменения возможны.

Роль каждого из факторов внешней и внутренней сред для каждой организации различна, обусловлена положением организации на рынке и уточняется в ходе специального стратегического анализа.

Несмотря на разграничение факторов внешней и внутренней сред в литературе, на практике они могут проникать друг в друга.

Узнать цену работы
Узнай цену
своей работы
Нужны оригинальность, уникальность и персональный подход?
Закажи свою оригинальную работу
УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ