Узнать цену работы
Статьи по теме

Восприятие человеком окружения

Введение

Процесс восприятия

Теория приписывания

Заключение

Введение

Человек является существом тесно связанным с социумом. Он предпочитает находится в приятной компании, окружить себя шикарными вещами и сформировать благоприятные условия для себя и жизни близких. Общее видение мира у каждого значительно отличается. Некоторые радуются переменам, а для кого-то даже минимальные перемены проходят с трудностями. Так случается потому, что все люди смотрят на жизнь по-разному и воспринимают происходящее под определенным углом и в контексте собственного опыта. Формирование жизни человека основывается на том, что он узнает. Например, может прочесть текст, потому что узнает буквенные символы. Так происходит процесс взаимодействия с внешним миром.

Какие составляющие включает в себя процесс перцепции (восприятия)?

Процесс восприятия

Выражение имеет следующее определение:

Перцепция (восприятие) - информативное действие, которое направлено на осмысление и исследование человеком внешней среды. Главная функция - распознавание людей, предметов. Социальное познание - то, что непосредственно исследует вопросы восприятия компонентов окружающего мира. Социальный аспект познания базируется на мыслях людей по отношению к себе и другим.

Специалисты выделяют 4 стадии социального восприятия.

Первая из них - выборочное внимание (избирательная).

На данном этапе индивид раскрывает конкретные стимулы окружающей среды к перцепции и фиксированию в памяти окружения. Такие стимулы способствуют усвоению каких-либо эпизодов, фактов, поскольку диапазон информационного охвата у человека не безграничен. Восприятия в целом связано с тремя группами факторов:

Восприятие зависит от 3-х групп факторов:

Характерные черты объекта.

Подразумеваются те стимулы, которые отвечают за выделение объекта из общей массы с учётом его уникальности. К примеру, в группе из 20-ти человек насчитывается 19 девочек и 1 мальчик. Человек со стопроцентной уверенностью запомнит парня, но вряд ли сможет удержать в памяти имена даже пятерых девочек. Так происходит в связи с тем, что половой признак (как уникальный критерий) срабатывает стимулом к восприятию и соответственно запоминанию. В качестве уникального признака может быть все что угодно: оттенок волос/кожи, национальная принадлежность, возраст и т. д.

Немаловажное значение имеет нестандартное поведение человека. Допустим, он пришел на деловой ужин в подводной маске и ластах. Важным аспектом является как яркий внешний образ, так и яркое внутреннее состояние (человек имеет неповторимый стиль или всегда пребывает в отличном настроении).

А также важным является расположение объекта по отношению к субъекту. Если он является доминантой в зрительном поле, то запомнить его легче и лучше. К примеру, если руководитель сидит во главе стола.

Личные характерные особенности воспринимающего.

В эту группу факторов относятся опыт, кругозор, хобби, ожидаемые перспективы, нужды, цели и склонности субъекта. В большинстве своем человек не желает воспринимать информацию, не соответствующую его собственным взглядам, что в свою очередь ведет к ограничению возможностей для личностного роста.

Своеобразие сложившейся ситуации

Допустим, человек идет в ночное время по неизвестному ему переулку и слышит подозрительные шаги позади себя. Какие чувства он испытает? Скорее всего тревогу или волнение. Если представить эту же ситуацию в другое время суток, ее восприятие изменится.

Соответственно, восприятие тесно связано с конкретным местоположением и временем.

Второй стадией является кодирование и упрощение. Человек не сохраняет данные в их первичном исходном виде. Они подвергаются изменению, появляются некие ассоциации, связанные с информацией. Такой процесс подразумевается под кодированием.

Третья – хранение и запоминание. Эта фаза базируется на хранении видоизмененной информации в долговременной памяти.

Четвертая – отбор и ответ. Опираясь на информацию, накопленную в процессе жизни, человек формирует собственное мнение и взгляды на мир. Затем избирают цели для достижения и пути их реализации.

Теория приписывания

Основана для того, чтобы пояснить поводы и мотивы возможной человеческой оценки внешнего мира. Главная суть заключается в том, что при наблюдении за поведением человека из окружения, индивид старается выяснить внутренние или внешние причины спровоцировали поведенческие поступки.

Выяснение мотивов зависит от 3-х факторов:

Не характерности. Происходит сравнивание индивида с конкретной ситуацией. Если работник всегда приходит не вовремя, то за ним закрепляется образ неответственного и инертного человека. Если ситуация оказывается нехарактерной, то в свою очередь это списывается на внешние обстоятельства.

Согласованности. Бывают случаи, когда все люди ведут себя идентично. Допустим, все тот же опоздавший работник не единичный, несколько человек из коллектива тоже добрались не вовремя. Следовательно, поведение обусловлено не внутренним, а внешним обстоятельством.

Последовательности. Внимание сконцентрировано на сам алгоритм. Регулярно ли происходят опоздания, есть ли закономерность. На основании последовательности делается вывод о том, внешний фактор (поломка транспорта, неисправность будильника) или внутренний (безответственность, безразличие) вызвал опоздание.

Вывод таков: наши суждения чаще всего являются необъективными, так как они делаются на основе собственных суждений. Ошибка в свою пользу – такое название обрела такая направленность.

Заключение

Мир стремительно развивается, а человек избирает свой особый образ поведения. Процесс восприятия строится на внешних/внутренних факторах и проходит четыре стадии.

Управляющий должен понимать, что будет формировать восприятие работника: на чем нужно заострить внимание, чтобы добиться мотивации и определения иерархичности.

Узнать цену работы
Узнай цену
своей работы
Нужны оригинальность, уникальность и персональный подход?
Закажи свою оригинальную работу
УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ