Узнать цену работы
Статьи по теме

Японская модель менеджмента

Становление японской модели менеджмента

Японская философия

Характерные особенности системы управлении в Японии

Япония в плане экономического развития является уникальной страной: за сравнительно небольшой отрезок времени она заняла одно из ведущих мест в мировой экономике. Отсюда возникает интерес к методам и особенностям управления японских корпораций. Для экономики Японии характерно следующее:

  • самый большой в мире объем выпуска легкового автомобильного транспорта;
  • лидирующее место в сфере массового изготовления полупроводниковых микросхем;
  • высший показатель конкурентоспособности;
  • ведущее положение в вопросах образования и подготовки персонала, поддержания социальной сферы и уровня жизни граждан.

Высокие достижения японской экономической модели стали возможны благодаря качественной, эффективной системе управления, высокому профессиональному уровню руководителей, среди которых стоит отметить Мацусита, Карата, Исизака, Хонда, Морита, Ибука и др.

Становление японской модели менеджмента

Факторы, которые обусловили формирование японской системы управления, таковы:

Активное изучение зарубежного управленческого опыта с целью внедрения лучших наработок в свои компании, творческий подход к делу.

Уважение к национальным устоям, соблюдение традиций коллективизма.

Успех японцев в области управления и организации стал возможен, в первую очередь, благодаря их умению работать с человеком, способности качественно использовать потенциал личности. В этой небольшой по размерам стране, где практически нет природных богатств, главным экономическим ресурсом являются люди. Так называемый менеджмент с «человеческим лицом» основан на активном привлечении сотрудников к продуктивной деятельности компании, ее задачам и проблемам.

Предпосылки зарождения японского менеджмента следующие:

  • Влияние традиционных ценностей.
  • Оккупация страны американцами после поражения Японии во Второй мировой.
  • Стремление побороть нищету и послевоенную разруху.

Так, американское влияние сказывается в том, что работник компании должен оставаться верным ей на протяжении всей своей трудовой деятельности. И если в самих США этот принцип редко соблюдается, то в Японии это является основой управленческой деятельности. Японцы взяли из западной модели менеджмента все самые успешные принципы и методы, удачным образом соединив их с местными особенностями и национальными ценностями. В результате, сложилась уникальная система японского менеджмента.

Японская философия

Философия японской модели основана на товариществе и «семейности» коллектива. Руководители стремятся иметь нормальные человеческие отношения с сотрудниками, создавая ощущение того, что коллектив – это единая семья. Так, в одной из самых успешных японских корпораций SONY около 80% работников называют себя одной командой. Это способствует продуктивному совместному труду и процветанию компании.

«Трудовой» патриотизм и «родная» компания стоят на первом месте у японского служащего. Можно развесь, сменить жилье, имя, однако измена своей организации и коллективу даже не рассматривается. В результате такой философии, работники, находящиеся долгое время в одной команде, способны сами мотивировать себя к качественной деятельности на благо фирмы. При этом головному руководству достаточно давать фактически рекомендации, а не приказы. Для того чтобы человек стремился к успеху компании, не требуется жесткий контроль начальника.

Действенным способом формирования слаженного коллектива является постановка четкой и ясной общей цели, к которой будет стремиться каждый сотрудник организации.

Для японской управленческой культуры характерно стремление отождествлять человека с той компанией, в которой он трудится. Ради родной организации сотрудник должен быть готовым пожертвовать многими аспектами своей личной жизни и свободного времени. Так, в Японии не существует полноценных выходных, общепринятой является сверхурочная работа, а об отпусках и вообще речи не идет.

Если человек стабильно трудится в определенной организации, имеет ряд привилегий и бонусов материального характера, то так просто расстаться с компаний, без утраты всех имеющихся преимуществ, не получится. Работник не может работать хуже, менее упорно и интенсивно, чем это было ранее, ведь его запросто могут обойти другие. Результатом таких традиций является практически полная стабильность, несменяемость кадрового состава предприятий.

Чтобы лучше уяснить особенности японского менеджмента, следует посмотреть на результаты исследований группового поведения жителей этого государства. Правила поведения различны для разных групп японского общества, будь то дом, школа, университет, организация и т.д. Люди, как правило, придерживаются норм поведения той группы, в которой они в данный момент находятся, подчиняя свое поведение групповым целям и занимая свое место в коллективе. Оценка поведения жителя Японии определяется его вкладом в общее дело, а вовсе не понятиями добра и зла.

Характерные особенности системы управлении в Японии

Главное, на чем зиждется японская модель менеджмента – принцип коллективизма, «не высовывайся и будь как все». Коллектив избирает лидера и определяет приоритеты. А успехи одного конкретного сотрудника считаются достижением всей команды.

Еще один фундаментальный принцип – пожизненная работа на одного нанимателя. Повышая сотрудника в должности, руководитель учитывает, прежде всего, его возраст и трудовой стаж, а прочие достоинства отходят на второй план. Интересная деталь: накопленный стаж работника обнуляется при его переходе на другую работу. Ему придется все начинать заново, более того, общественный статус человека также понижается.

Одной из ключевых характеристик управленческой политики в Японии является построение прочных внутренних коллективных связей, основанных на постоянном общении людей. Так, утром проходит общее собрание. Рабочие места всего персонала, включая первых руководителей, расположены в одном большом зале, без кабинетов и перегородок. Это символизирует единство коллектива, стремление делать одно дело, укрепляет командный дух.

Важное место в системе менеджмента занимает порядок принятия на работу, дальнейшее продвижение по карьерной лестнице и обучение работника. Выпускник учебного заведения, который приходит работать в компанию на всю жизнь, получает возможность устроить сюда же своих детей и родных, тем самым заложив трудовую династию. Нередко нового сотрудника берут на службу по рекомендации того, кто сам работает в этой фирме. К слову, таких работников практически половина от общего количества трудящихся. При этом тот, кто дает рекомендацию, несет ответственность за это.

Обязательным делом у руководителей японских компаний является ротация кадров с целью решения проблемы взаимозаменяемости. По мнению менеджеров, сотрудник может потерять интерес к своей работе и чувство ответственности в случае продолжительного пребывания в одной должности. В итоге, за все время работы в компании работник получает несколько различных специальностей, расширяя свои профессиональные возможности.

Интересные особенности имеет материальная составляющая труда человека, а также система нематериального поощрения. Размер оплаты и премиальных бонусов определяется, в первую очередь, величиной стажа и служебными показателями. К нематериальным видам стимулирования относятся:

  • карьерный рост;
  • награждение премией, подарком;
  • выдача авторского сертификата;
  • публичная благодарность перед всем коллективом;
  • создание льготных условий на покупку акций компании
  • поездка за город для всей семьи работника и т.д.

Таким образом, уникальные особенности японской модели менеджмента, ориентированной, прежде всего, на человека и его социальное положение, во многом обусловили экономические успехи этой страны. Опыт Японии в сфере управления кадрами частично перенимается другими развитыми государствами.

Узнать цену работы
Узнай цену
своей работы
Нужны оригинальность, уникальность и персональный подход?
Закажи свою оригинальную работу
УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ