Узнать цену работы
Статьи по теме

Законодательное регулирование маркетинговой деятельности

Основные нормативные документы регулирования

Узкая специализация

Маркетинговая деятельность затрагивает множество аспектов, единого нормативного акта нет, зато есть несколько законов из разных отраслей права. Маркетинг определяет развитие бизнеса в России и требует наличия правовых рычагов воздействия на хозяйствующие субъекты. Законодательство, которое используют для контроля маркетинговых отношений, непостоянно, как и отношения: его ежегодно изменяют, дополняют. Это делается, чтобы текст правовых актов соответствовал условиям современной жизни.

Основа основ

Ошибочно предполагать, что Конституция РФ не касается маркетинга. Это главный правовой акт страны, в котором отражены базовые принципы, лежащие в основе любой деятельности, в том числе маркетинговой. В Конституции нашли отражение основные права и свободы человека и гражданина (например, заниматься предпринимательской деятельностью), формы собственности, среди которых есть и частная, обязанности (уплата налогов), единство экономического пространства и другие основы рыночных отношений.

Менее значимый по юридической силе акт, но от этого не менее важный – Гражданский кодекс России. Статус документа – федеральный закон. Опять же, узким вопросам маркетинга здесь не уделено внимание, а вот общим принципам и правилам посвящено много статей. Отдельные главы посвящены разновидностям договоров, выделены и элементы, составляющие комплекс маркетинга, рассмотрены типы потребителей и др.

Узкая специализация

В маркетинге встречаются темы и области, которые требуют отдельного регулирования, более пристального внимания. Именно поэтому существуют специализированные нормативные правовые акты, которые посвящены отдельным видам правоотношений, возникающих в процессе маркетинговой деятельности.

Возьмем центральную фигуру маркетинга, то на что направлены все тактики и стратегии, – продукт. Это также может быть услуга. Именно на нем (или на ней) акцентирует внимание и производитель, и покупатель. Это некое связующее звено. Неудивительно, что ему уделено так много внимания, в том числе его качеству, подтвердить которое можно с помощью получения сертификата. Успешным прохождение сертификации будет только в том случае, если продукт соответствует нормам, что установлены стандартами (например, ГОСТ). О качестве товара свидетельствует и торговая марка, если она уже положительно зарекомендовала себя среди других брендов.

Если компания занимается производством или реализацией социально значимых продуктов, то не имеет права устанавливать на них цены (процент наценки) больше определенного государством предела. Данный принцип нацелен на защиту основных прав и свобод человека. Какие именно продукты относятся к социально значимым определяется в специальном перечне Правительство РФ.

Маркетинг нацелен на продвижение товара, то есть создание особых коммуникаций и каналов, по которым будет распространена информация о продукте, бренде, компании. Как можно, а как нельзя продвигать продукт собственного производства, определяются актами 2 разных уровней:

• Внутригосударственными;

• Международными.

В процессе осуществления маркетинговой деятельности во взаимодействие вступают производитель, продавец и покупатель. Производитель выпускает продукцию, которая бы максимально удовлетворяла интересы и нужды покупателя, продавец же её продает. Нередки случаи, когда фабрики или посредники шли наперекор этому принципу и ущемляли права потребителей. В таких ситуациях на защиту целевой аудитории приходит государство. Существует даже специальный законодательный акт – закон «О защите прав потребителей».

Другая ситуация, когда помощь может потребоваться уже продавцу или производителю – нечестная конкуренция. Крупные предприятия стремятся к монополизации рынка, тогда как это противоречит закону. Чтобы предотвратить слияния и поглощения компаний, которые могут ухудшить условия рыночной экономики, в России функционирует Федеральная Антимонопольная Служба.

Статьи по теме:

Технология маркетинговой деятельности

Содержание маркетинговой деятельности

Принципы организации маркетинговой деятельности в компании

Виды планирования маркетинговой деятельности

Узнать цену работы
Узнай цену
своей работы
Нужны оригинальность, уникальность и персональный подход?
Закажи свою оригинальную работу
УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ