Узнать цену работы
Статьи по теме

Закономерности и принципы воспитания

  1. Ключевые закономерности воспитательного процесса
  2. Основополагающие требования к принципам воспитания
  3. Характеристика принципов воспитания. Принцип персонификации
  4. Особенности принципа природосообразности
  5. Особенности принципа культуросообразности
  6. Специфика процедуры гуманизации
  7. Принцип дифференциации

Ключевые закономерности воспитательного процесса

Примечание

Закономерности процесса воспитания – это фактическое воспроизведение объективной действительности процедуры воспитания, для которого характерны стабильные общие характеристики в определенных условиях.

Принято выделять такие основные закономерности воспитания:

  • процедура воспитания осуществляется только на принципах заинтересованности, активности учащегося, его взаимодействия с окружающими условиями;
  • в ходе детского воспитания общее содержание активности детерминируется на конкретном этапе развития малыша его насущными потребностями;
  • равнозначное соотношение детских стараний и усилий со стороны учителя в их общей работе;
  • ученик может свободно проявлять свои отношения, может успешно развиваться исключительно в безопасных условиях, в окружении любящих, заботливых людей;
  • процесс воспитания должен происходить либо завершаться успехом, который переживает ребенок.

Представленные закономерности воспитания в педагогике детерминируют базовые принципы детского воспитания, представляют требования к сути, содержанию, воспитательных методик, форм воспитательной деятельности.

Так и не нашли ответ на вопрос?
Просто напишите,с чем нужна помощь
Мне нужна помощь

Основополагающие требования к принципам воспитания

Формулировка

Под принципами воспитания принято понимать основополагающие тезисы, представления, на основе которых действует педагог-воспитатель в ходе реализации воспитательной работы.

Принципы и закономерности воспитания должны соответствовать следующим требованиям:

  • неукоснительность диктует полноценную, обязательную реализацию принципов воспитания в ходе практической работы;
  • системность, подразумевает параллельное использование принципов воспитания на каждой стадии процедуры воспитания;
  • равноценность, в системе принципов воспитания невозможно назвать второстепенные и базовые, посредством не равнозначной оценки принципов можно допустить нарушения в процессе воспитания.

Характеристика принципов воспитания. Принцип персонификации

По результатам последних работ в психолого-педагогической сфере, проанализировав основные закономерности воспитания, удалось установить существенную роль персональных возможностей, особенностей детей. Под персонификацией понимают акцент, в первую очередь, на субъективных характеристиках: основных поведенческих мотивах, мотивах деятельности, сформировавшихся жизненных установках, принципах, жизненных планах, комплексе ценностей и прочем.

Принцип персонификации в процессе воспитательной работы запрашивает от педагога-воспитателя:

  • регулярного исследования, понимания персональной специфики привычек, вкусовых предпочтений, взглядов на жизнь, особенностей, темперамента детей;
  • способности определять, понимать действительный уровня сформированности у воспитанника отношений к работе, к жизни, к окружению, жизненных установок, интересов, способа мышления;
  • планомерное привлечение детей к выполнимой для них, поэтапно усложняющейся воспитательной работы, которая гарантирует результат в развитии целостного индивидуума;
  • последовательного определения, ликвидации обстоятельств, которые затрудняют быстрое, успешное достижение цели, перемену стратегии воспитательного процесса, зависимо от обновленных условий;
  • наибольшего акцента на личную инициативность индивида;
  • комбинации воспитания с самостоятельным воспитанием индивидуума, оказание поддержки в процессе выбора целей, форм, подходов самовоспитания;
  • активного развития самостоятельной деятельности, предприимчивости, самостоятельности учащихся.

Благодаря системной реализации представленных требований можно успешно избавиться от упрощения персонального, возрастного подходов. Таким образом, педагог-воспитатель имеет возможность принять во внимание глубинное протекание процессов. В числе индивидуальных свойств, которые должен учитывать в своей работе воспитатель, в особенности стоит выделить волю, характер, речевые особенности, память, темперамент, способ мышления, а также манера восприятия.

Лень читать?
Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут
Задать вопрос

Особенности принципа природосообразности

Наследственности отводится особенное значение в развитии каждого индивида. Кроме того, общие закономерности воспитания учитывают данный фактор, он выступает в роли фундаментального принципа педагогики. Представленный аспект определяется как принцип природосообразности. В целом, он предполагает отношение к любому индивиду как к составляющей природы, подразумевает акцент на природных силах каждого человека, формирование необходимых условий для их становления, взятых из природной среды. В течении долгого промежутка времени рассматриваемый принцип природосообразности не поднимался в педагогике. Что касается актуальной педагогической науки начального образования, после возврата к принципам природосообразности, удалось добиться приблизительного понимания возможностей воспитанников. На основе такого принципа можно ликвидировать разногласие между идентичными научными программами, которые рассчитаны на равные способности учащихся.

Не нашли ответ?
Просто напиши,с чем тебе нужна помощь
Мне нужна помощь

Особенности принципа культуросообразности

Основу принципа культуросообразности составляет учет в ходе воспитательного, образовательного процессов внешних факторов, в которых пребывает индивид, а также культурного состояния социума. По факту, состояние культуры социума является фундаментом для становления нового поколения индивидов. Мера развитости культуры социума представляет к образовательной системе определенные требования для соответствующего воспитания образованных, цивилизованных людей. Важно принимать во внимание допустимые расхождения между принципом культуросообразности и природосообразности. При возникновении конфликта следует противостоять воздействию ложной культуры, образования. Индивид, будучи носителем системы культурно-исторических ценностей, в ходе своей жизненной активности всячески развивает, принимает данные приоритеты, пытается сформировать кардинально новые культурные явления. Следовательно, индивид является центральным субъектом культуры, тогда как культура – это результат человеческого творения.

Лень читать?
Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут
Задать вопрос

Специфика процедуры гуманизации

Основу гуманистического воспитания составляет согласованное развитие индивидуума, подразумевает гуманную специфику взаимоотношений между каждым субъектом процесса обучения. В разрезе гуманизма становление индивидуума определяется взаимосогласованными переменами эмоционального, рационального аспектов, которые описывают уровень гармоничности личного и социального развития. Главное направление воспитания на принципах гуманизма - достижение такого баланса.

Принцип дифференциации

Сводится дифференциация к тому, чтобы в процессе воспитании принимались во внимание как персональные, так и возрастные качества, характеристики индивидов.

Узнать цену работы

Узнай цену

своей работы