Экономический анализ закупок
Направления экономического анализа закупок
Сущность анализа закупок
Любое предприятие имеет задачи, что связаны с закупочной системой и решает вопросы о продукте для производства, места закупки, его количества и условий изготовления. Все эти вопросы решает отдел снабжения. Данный отдел занимается определением потребности предприятия в сырье и анализом информации по качеству и количеству выпускаемой продукции. Экономический анализ всех закупок компании производит отдел закупок.
Анализ закупок - это своеобразное получение информации о рынке коммерческих, муниципальных и государственных закупок в определенной сфере деятельности, что включает в себя конкретные виды продукции.
Если принять ко вниманию расходы предприятия на закупки, то в общей структуре себестоимости они насчитывают около 40-60 % затрат изготовления продукции в зависимости от вида промышленности. Именно поэтому, менеджеры, что работают в отделе закупок, уделяют огромное внимание уменьшению издержек организации и оптимизации процесса производства. Данная деятельность возможна непосредственно при условии соблюдения качественной работы отдела.
Анализ закупок, с точки зрения экономики, осуществляется на счет сбора, анализа и структурирования отчетов по главным показателям. Если предприятие большое и имеет несколько сотен номенклатур для использования, то этот процесс является достаточно сложным и требует немало труда и времени. Обработкой данных и созданием отчетности занимается современное программное обеспечение.
Направления экономического анализа закупок
Чтобы произвести полный экономический анализ, надо рассмотреть такие показатели как: время, цена и поставщики.
Анализирование времени помогает произвести сбор данных о времени произведенных поставок и их возможных задержках. Следует проанализировать такие данные:
процентное соотношение общих задержанных заказав;
процент задержанных заказов, которые стали причиной остановки производства из-за отсутствия необходимых для изготовления материалов.
Руководству отдела закупок необходимо в реальном времени наблюдать за ситуацией, что связано с задержкой товара, для того, чтобы непосредственно вовремя отреагировать и решить сложившуюся проблему.
Главной целью анализа закупок есть сравнение закупочных затрат с планируемыми и выявления в них разницы.
Показатели, что нужно учесть:
- закупочная цена;
- цена ресурсов, что закупаются;
- индекс среднестатистических цен продукции;
- колебание цен и причины этого;
- эффективность закупаемого товара;
- процентное соотношение закупки и сбыта товара;
- соотношении доли ордеров, что были выданы.
С помощью анализа цены можно провести планирование закупочного бюджета, принимая ко вниманию современные тенденции в экономике. При анализировании поставщиком нужно рассмотреть такие параметры:
- количество просроченных товаров поставщиком;
- количество отказов от поставки;
- количество товара, что не соответствует качеству;
- количество поставок вопреки договорам с поставщиком;
- изменение ценовой политики товара.
С помощью этого анализа удается узнать о надежности определенного поставщика, что влияет на собственное производство предприятия.
Нескончаемый анализ закупок помогает руководству организации принять верное решение о важных показателях экономики. Работа закупочного отдела в таких условиях более качественна и структурированная. Руководитель предприятия в любой момент имеет возможность повлиять на закупочных процесс, если это необходимо. Основным достоинством данного анализа есть возможность оптимизации процессов всей системы и влияние на издержки организации. Также это помогает устранить проблемы с брачной продукцией, снизить затраты на транспорт, обеспечить предприятие нужными материалами для избежания простоя и нецеленаправленного расхода бюджета. Вся эта система позволяет компании быть конкурентоспособной на рынке.