Общее понятие коммуникации
- Управленческие коммуникации
- Коммуникации используемые в процессе управления
- Основные достоинства способов коммуникации
Управленческие коммуникации
Коммуникации выступают в качестве связующего звена во всех процессах управления. Сам термин коммуникация был заимствован из латинского языка и буквально переводится как «связь» или «сообщения».
ОпределениеОпределение коммуникации можно дать следующим образом: Коммуникация – это процесс обмена данными или информацией между двумя людьми и коллективом в целом.
Выделяют следующие ее разновидности: массовые, маркетинговые, культурные и т.д.
Такие понятия, как информация и коммуникации взаимосвязаны, однако сущность коммуникации намного шире, они включают не только саму информацию, но и средства ее передачи.
ОпределениеИнформация – это весь массив сведений и каком-либо предмете или ситуации.
Информация, в бытовом смысле- это процесс сбора сведений об окружающей среде.
Коммуникации используемые в процессе управления
Коммуникации используемые в процессе управления делят на два вида: внутриорганизационные и межличностные. Межличностным - называют процесс обмена информацией, в котором могут участвовать практически неограниченное количество людей.
Процесс обмена информацией между участниками одной группы или членами одного коллектива называют – внутриорганизационным. Данный процесс позволяет наладить сбор и обмен информацией, а также организовать или улучшить процесс обратной связи между членами коллектива.
Коммуникации делятся на:
- Коммуникации с внешней средой – используются для взаимодействия и сбора данных, между организацией и внешними по отношению к ней агентами (покупателями, посредниками, поставщиками, органами власти, прессой и т.д.).
- Внутриорганизационные коммуникации – используются для сбора информации и организации взаимодействия внутри отдельно взятого коллектива.
Содержание видов обмена информацией.
С внешним окружением.
Формальные – реклама, модерирование тематических сообществ в социальных сетях, создание положительного имиджа, прямое общение с клиентом, анкетирование, организация экспертных групп и т.д.
Неформальные – сбор информации из различного рода источников (слухи, сплетни, преувеличения и т.д.). Стоит отметить, что подтвердить информацию, полученную подобным способом крайне сложно.
Внутриорганизационные.
Формальные.
Межуровневые (восходящие) – это процесс обмена информацией между сотрудниками и вышестоящим управленческим персоналом, а также между подчинёнными и главными структурными единицами. Он происходит при помощи докладных или аналитических записок.
Межуровневые (нисходящие) – это обмен информацией, направленный от менеджмента к персоналу (приказы, директивы, циркуляры).
Горизонтальные – используются для обмена данными между структурными подразделениями, входящими в состав одной организации.
Между менеджером и созданной рабочей группой – используется для повышения эффективности ее работы.
Неформальный – происходит при помощи обмена слухами, сплетнями и иной неподтвержденной информацией, полученной по неофициальным каналам.
Важность процесса коммуникации обуславливается:
- Существенным значением обмена информацией для процесса управления.
- Поддержанием авторитета руководства в глазах работников.
- Важностью информации, для успешного функционирования организации.
Выделяют следующие цели коммуникации:
- Основная цель – обеспечение обмена информацией и ее интерпретации.
- Дополнительные цели коммуникации – организация каналов, используемых для обмена информацией, а также создание и регулирование информационных потоков.
Выделяются следующие формы коммуникации:
- Вербальные (прямое общение между людьми).
- Письменные (письма, публицистика и т.д.).
- Невербальные (пауза, тон, мимика и т.д.).
Наиболее интересны для изучения вербальные коммуникации. Дело в том, что доступность вербальных сообщений, в первую очередь обеспечивается – невербальными способами передачи информации, которые делят на: слуховые (модуляция речи, ее интонация и ритм) и визуальные (мимика, жесты, позы).
Основные достоинства способов коммуникации
Устные:
- Оперативное осуществление обратной связи.
- Способствуют обмену информацией.
- Носят неформальный характер.
- Позволяют оценивать эмоциональное состояние собеседника.
- Позволяют оценить отношение собеседника к информации.
- Позволяют произвести оценку невербальных факторов общения.
Письменные:
- Возможность выполнения оценки информации, перед формированием сообщения.
- Адресат сообщения не может влиять на его суть.
- Значительная экономия времени при одновременном общении с группой людей.
Резюмируя вышесказанное можно с уверенностью утверждать, что без использования средств коммуникации какая-либо совместная деятельность внутри организации практически невозможна, особенно это касается процесса управления.