Узнать цену работы
Статьи по теме

Признаки правового государства

  1. Характеристика правового государства
  2. Ключевые факторы организации власти в правовом государстве

Правовое государство - это форма организации власти, которая по своей структуре ограничена законодательными актами с целью препятствия ущемления прав и свобод граждан. Прерогативой правового государства является защита интересов каждого индивидуума, признание народа единственным источником власти и подвластность ему органов власти.

Характеристика правового государства

В современной юриспруденции насчитывается пять главных критериев правового государства:

  • Гарантия свобод и прав граждан.
  • Взаимоответственность личностей и государства.
  • Господство права.
  • Существование принципа разделения власти и его соблюдение.
  • Верховенство закона в каждом регионе страны.

Стоит рассмотреть каждый из этих признаков подробнее:

  • Признание человека высшей ценностью в правовом государстве - главный признак гарантии свобод и прав личностей. Здесь в системе приоритетов на первое место ставятся интересы каждой отдельной личности, в частности ее права на независимость и свободу. В случае со свободой в правовом обществе не подразумевается возможность делать все подряд, а скорее осознанность в том, что нужно жить на интересы всего общества. Такой принцип предусматривает равенство всех граждан страны перед законом и судом, а также обеспечивает защиту интересов каждого индивидуума или организаций без причинения вреда другим участникам социума.
  • Взаимная ответственность личности и государства символизирует то, что граждане и властные структуры должны добросовестно выполнять свои законные обязанности. При этом абсолютно любой вид отношений между гражданами и госорганами с их руководством на всех уровнях должен руководствоваться правовыми нормами, а любые воздействия на граждан, не подкрепленные законодательными актами, будут символизировать ущемление их прав и свобод.
  • С другой стороны и личность должна выполнять свои обязанности перед страной. Государство может требовать в принудительной форме (основываясь на правовых нормах) от граждан совершать действия предусмотренные законом. В перечень таких обязанностей негласно входит та же оплата налогов, как конституционная обязанность всех граждан. За уклонение от выполнения законных требований может последовать наложение санкций от соответствующих органов. В свою очередь, правовое государство защищает гражданские права и свободу, гарантирует безопасность общества и неприкосновенность граждан и их имущества.

  • Преобладание правовых норм предусматривает решение всех конфликтных ситуаций и вопросов на основе законодательных актов, главным из которых является конституция.
  • В Конституции РФ предусмотрены права на жизнь, неприкосновенность, свободу и равенство каждой личности перед законом и судебными органами, а также нормы предусматривающие защиту чести и доброго имени, неприкосновенности личной жизни граждан и пр. Все эти положения должны действовать по всем регионам страны без ограничений, при этом все принимаемые нормативные акты и законы не должны противоречить условиям основного закона.

  • Власть на любых уровнях не может злоупотреблять всей полнотой полномочий при управлении государством. Такой подход в разделении властей является ключевым фактором в создании правового общества. Таким образом контролируется законность любой деятельности аппарата управления и судебных учреждений. Законодательные и исполнительные органы власти контролируют друг друга и за счет этого их полномочия не выходят за пределы установленных законодательством рамок. Судебные органы контролируют чтобы принимаемые правовые акты соответствовали принципам конституции, а все неконституционные решения со стороны правительства будут отменены. Такой механизм действия называется системой сдержек и противовесов.
  • Соблюдение механизма разделения властей гарантирует защиту прав, свобод и является ключевым фактором правового государства.

  • Правовое общество не может допустить существования структур, чьи полномочия превыше полномочий органов управления власти. Различные политические партии, общественные и религиозные организации не могут отдавать указания руководителям аппарата управления.

Для примера можно сравнить власть в СССР и средневековой Европе. В первом случае реальная власть была в руках коммунистической партии и все принятые решения на комитетах КПСС обязательно исполнились государственными органами. Обращаясь к средневековой Европе можно увидеть что реальная власть была у представителей церкви. Та же ситуация была в ряде мусульманских стран, где действия религиозных властей не подлежали оспариванию.

Если рассмотреть примеры правового государства, то в этом случае весь порядок работы и установление полномочий всех управленческих органов будут определены основным законом и законодательством. Так и определяется принцип когда закон превыше всего (верховенство закона).

Ключевые факторы организации власти в правовом государстве

В правовом государстве действие структур властей имеет свои особенности, которые классифицируют по четырем основным понятиям:

  • Отсутствие монополизма в экономической и политической сферах;
  • Соблюдение механизма выборности должностных лиц и структур власти;
  • Соблюдение общественного порядка и стабильная законодательная база.
  • Плюрализм (политический и идеологический).

Рассмотрим каждый из этих принципов детальнее:

  • Монополизм в любой форме будет лишь губить правовое государство, поскольку он будет ограничивать независимость и свободу граждан (нарушается право на возможность вести предпринимательскую деятельность и отстаивать свою точку зрения). Население должно быть экономически свободным - это один из важнейших критериев политической независимости личностей. Так граждане будут уверены в своем будущем и смогут самостоятельно отстаивать свою точку зрения и интересы без давления со стороны монопольных компаний или политических сил, которые заняли нишу в какой-нибудь сфере.
  • В правовом государстве все органы власти выбираются путем народного голосования. Президент, депутаты, должностные лица регионального и местного уровня управления могут занимать свои должности лишь на протяжении определенного периода, который четко обозначен в законодательстве. Процесс смены власти путем выбора новых должностных лиц помогает соблюдать гражданские права и свободы граждан.
  • В правовом государстве всегда гарантируется правопорядок и безопасность для граждан. Любая преступная деятельность связанная с посягательством на жизнь, свободу либо имущество граждан пресекается в немедленном порядке правоохранительными органами. Последние обязаны придерживаться принципов равноправия всех граждан и законности своих действий.
  • Правовое государство не может допустить чтобы у власти была лишь одна политическая партия или придерживаться лишь одной идеологии. Если какая-то политическая сила побеждает на выборах, то это никак не может запрещать деятельность прочих партий на законных основания.

Расхождение мнений, независимость СМИ и наличие стойкой оппозиции - именно это является исключительным признаком правового общества. В стране с таким обществом государственный аппарат не будет играть роль некого наказывающего органа, который будет подавлять расхождение мнений. При этом можно свободно подвергать критике действия властей как исполнительной, так и законодательной ветвей без прибегания к насильствию с целью свержения неработающего политической силы.

Именно такими являются основные признаки правового государства.

Узнать цену работы
Узнай цену
своей работы
Нужны оригинальность, уникальность и персональный подход?
Закажи свою оригинальную работу
УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ