Уровни познания: определение, границы и методы
Содержание:
- Определение научного познания
- Границы теоретического и эмпирического познания
- Основные методы научного познания
Определение
Познание представляет собой совокупность различных средств, методов и процессов, благодаря которым человек имеет возможность получить представление о себе, об окружающих людях и о мире. Основные направления в теории познания – это эпистемология (исследование научного знания) и гносеология (аспекты познавательной деятельности).
При попытке понять суть познания, важно не теряться в теоретических установках и определениях, так как познание определяет знания о реальности и предполагает возможность изучения мира.
Определение научного познания
Познавательные процессы и возможность обоснования познавательной деятельности актуализируется не только в философском аспекте, но и в различных других гуманитарных науках, которые так или иначе исследуют познание. Среди таких наук можно назвать социологию знания, когнитивную психологию, историю и методологию науки и многое другое. Однако при изучении познания важно учитывать в разрезе какой науки это происходит и какой аспект нужно рассмотреть. Нюанс заключается в целостности изучения познания, что является сложной задачей.
Различают два уровня познания: первый касается теоретического знания, второй – практического (эмпирического).
Теоретическое познание имеет смысл при достижении каких-либо результатов на практике и возникновении потребности в их описании. На основе этого наука обретает различные гипотезы, законы и теоремы. Такому познанию присуща рациональность, так как нельзя описать достигнутые на практике результаты в абстракциях и при отсутствии логики.
Практическое познание актуализируется при включении в процесс исследования, используя эксперимент, наблюдение или моделирование. Изучение познания становится возможным когда исследователь или участники процесса оказывают влияние на объект исследования, способствуют его раскрытию и всестороннему рассмотрению. Выводы делаются, как правило, на основе чувственного познания, что не всегда позволяет выстроить некую систему закономерностей и законов.
Взаимосвязь теоретического и эмпирического опыта позволяют сделать процесс познания более рациональным.
Границы теоретического и эмпирического познания
Зачастую представить теоретическое познание без эмпирического (и наоборот) – сложно, так как они всегда должны быть во взаимодействии для получении наиболее полной картины мира. Это даёт возможность каждому оперировать своей моделью познания и выбирать. Эмпирическое познание может как предшествовать теоретическому за счёт проведения наблюдения или экспериментов, так и воплощаться в жизнь из теоретического обоснования для проверки выдвинутой гипотезы. Теоретическое познание позволяет предполагать закономерности, делать выводы об истинности и ложности суждений и обозначать границы познания, в то время как на практике границы исследования лежат в области реализации практического опыта.
Разделить практический опыт от теоретического можно лишь условно, так как они обуславливают друг друга и делают исследование полным только при совместных усилиях. Иногда теория становится практикой, а порой практика и повторение какого-то опыта служит причиной для создания теоретического обоснования чего-либо.
Примечание 1
Для большинства наук характерно гармоничное сосуществование теоретического и практического знания, которое позволяет перевести научное познание на новый уровень. Можно говорить о том, что в зависимости от предмета, области знаний, объекта исследования и других факторов, один из методов может преобладать в соответствии с исследовательской спецификой, но всегда наличие одного обуславливает наличие другого.
Основные методы научного познания
Получение истинных знаний об устройстве мира на протяжении длительного времени, адаптация их к современным условиям и учёт влияния внешних факторов позволяют сформировать научное познание. Наука всегда претендует на истину, пытаясь найти явлениям и процессам чёткое и логическое объяснение, поэтому такое знание претендует на роль абсолюта. Результаты этого познания находят подтверждение в повседневной деятельности и профессиональной практике людей, что обуславливает высокую степень достоверности.
Особенность научного познания заключается в том, что оно исследует не только повседневность и бытовые процессы, но и делает прогноз на будущее развитие, что позволяет получить представление о возможных перспективах исследований и познания. Это обуславливает необходимость поиска новых методов познания, так как привычные способы познания недостаточны для прогноза. Находясь в постоянной рефлексии, носители научного познания могут ставить более амбициозные задачи и делать более смелые предположения.
Научное познание предполагает учёт таких факторов как объективность, причинная обусловленность, достоверность, актуальность, относительность знания и другое, что позволяет не только подтверждать результаты, но и давать им чёткое обоснование.
Точность и выверенность методов позволяет использовать научное знание в качестве доказательства достоверности чего-либо. Научное знание, как правило, обладает авторитетом и может служить гарантом истинности. Проблема в том, что строгая регламентация тоже может нанести вред, учитывая ситуативность возможностей.
Примечание 2
Чтобы разработать методы, которые помогут точно отделить истинное от ложного, требуются большие интеллектуальные ресурсы, большое количество апробаций, постоянные поиски возможностей и возможность беспристрастной оценки происходящего. Научное познание накладывается на привычное знание и пытается найти доказательства и объяснение, что служит его неоспоримым преимуществом.