Узнать цену работы
Статьи по теме

Воспитание: сущность, назначение, особенности

  1. Сущность процесса воспитания
  2. Назначение воспитательного процесса
  3. Особенности воспитательного процесса

Сущность процесса воспитания

Под воспитанием понимают процесс формирования личности. Этот сложный процесс включает в себя еще и обучение в образовательном учреждении.

К воспитанию всегда прилагается фактор воздействия среды и соцокружения ребенка. Психологический фактор воспитания подразумевает перевод ребенка из одного психологического состояния в иное. Итогом этого станет перевод опыта, знаний и норм в убеждения личностного характера, которые отражаются в поведенческом проявлении. Воспитание влияет на образование структуры личности.

Схематически сущность воспитания отобразить можно так:

Правила и знания ценностей -> воспитание -> поведение, формирование определенных личностных качеств.

Педагоги, в отличие от психологов, понятие воспитание в педагогике трактуют иначе. С педагогической точки зрения воспитание – это взаимодействие педагогов с воспитанниками, в результате чего воспитуемые получают духовный опыт и начинают впитывать в себя набор общепринятых ценностей. Педагогическое воспитание особый акцент делает на объекте воспитания. Подразумевается личностно-деятельный подход к воспитательному процессу. Отечественная теория воспитания поддерживает и активно пропагандирует эту теорию.

Современная теория делает акцент на непрямом воздействии. Она указывает на важность социального воздействия между воспитанником и педагогом. Результатом трудов педагога станет изменение сознания и поведенческой линии ребенка.

Российская концепция воспитательного процесса отвечает на вопрос, в чем выражается воспитание, выделив определенные категории. Это:

  • взаимодействие;
  • сотрудничество;
  • доверительные отношения между двумя сторонами воспитательного процесса;
  • социальная ситуация, влияющая на развитие;
  • педагогическая ситуация.

На практике воспитание подразумевает совместную работу воспитателя и ребенка в отношении развития. В этом случае у каждого участника отношений свои роли, цели и принципы взаимодействия.

На воспитание влияют такие независимые от воспитателя факторы, как:

  • семья;
  • школа;
  • общественные компании;
  • культура и искусство;
  • экономическая, а также социальная ситуация в государстве.

Факторы определения содержания воспитания делают воспитание интересным, но, одновременно с этим, и сложным. Сложность в том, что процесс воспитания становится трудно управляемым.

Назначение воспитательного процесса

Современное воспитание подразумевает реализацию многочисленных задач:

  • формирование развитой во всех отношениях личности;
  • внедрение в сознание взрослеющего человека культурных и значимых с социальной точки зрения ценностей;
  • привитие нравственных стереотипов;
  • развитие силы воли, а также эмоциональной устойчивости;
  • интерес к научным и различным культурным ценностям, а также значимым общественным достижениям;
  • воспитание патриотизма;
  • создание условий для развития познавательной деятельности;
  • развитие способности подстраиваться под любую социально-политическую обстановку и культурную жизнь общества.

Особенности воспитательного процесса

Воспитание – это длительный, сложный и непрерывный процесс, который со временем должен дойти до уровня самовоспитания. Особенности воспитания заключаются в выраженной отсроченность результата, а также в его оценочной разнице. На воспитание влияет огромный ряд факторов, а также его внутренние ресурсы.

Задачи, которые перед собой ставит воспитатель, решиться эффективным образом смогут лишь при понимании и решении содержательных вопросов воспитания. Содержание воспитательного процесса формируется из базы знаний, а также навыков. Сюда прилагается еще и поведенческая составляющая, а также идеологический выбор человека. Они выступают целью любого воспитательного процесса.

Воспитание – процесс многообещающий, многоуровневый и достаточно разносторонний. Он касается разных областей жизнедеятельности. Исходя из направления, теории воспитания могут отличаться своим содержанием, а также особенностями.

Научное мировоззрение тоже обязано в воспитании находить свое отражение. Интерес к науке позволит развить мышление и выработать целеустремленность. Дать определенные знания взрослеющему человеку, согласно разработанной современной воспитательной теории, это лишь полдела. Необходимо воспитать в ребенке еще и способность к анализу, а также рассуждениям.

Гражданское воспитание заключается в закладке в ребенка патриотических чувств. Ребенок должен в рамках межнационального социума выражать уважение к своему государству и проявлять интерес к его историческому прошлому.

Нравственное воспитание подразумевает прививание ребенку правил правильного поведения в обществе, уважения к культурным ценностям и почтительное отношение к другим членам социума. Нравственное воспитание реализоваться может лишь через коллективный труд, а также через общественное обсуждение проблем и непростых ситуаций. Благодаря этому у детей появляется своя правильная нравственная позиция. Также идея нравственного воспитания говорит о том, что у детей обязательно должны быть идеалы, к которым они будут стремиться.

Трудовое воспитание – ключевая основа советского социума. Сегодня это направление воспитания ушло на второй план. Ему не придают значения ни в семье, ни в образовательных учреждениях. Хотя недооценка значимости трудового воспитания чревата тем, что у ребенка не будет развито чувство личной ответственности, мотивация к активному использованию теоретических знаний, а также трудолюбие.

Эстетическое воспитание – важный вид воспитательного процесса, позволяющий развить в ребенке способность творчески мыслить. Без эстетического воспитания станет невозможным формирование определенных духовных ценностей. Оно учит подрастающего гражданина эмоционально воспринимать разные творческие веяния и понимать их.

Физическое воспитание превращает ребенка в развитую гармонично личность. Его задача – привить любовь к активной двигательной деятельности. Кроме того, физическое воспитание может приучить ребенка к соблюдению правил гигиены.

Организованный правильным образом процесс воспитания имеет две связи – прямую и обратную. Прямая связь подразумевает контакт воспитателя и маленького воспитанника. Обратная связь подразумевает отлаженные доверительные отношения между воспитанником и его воспитателем. Обратная связь в контексте этой схемы чрезвычайно важна. Благодаря такого рода взаимодействию, возможно правильным образом разработать воспитательный план личности, а также подобрать наиболее результативные рабочие методы.

Узнать цену работы

Узнай цену

своей работы