Деловой этикет
Понятие об этикете
Под этикетом принято понимать одинаковые для всех нормы коммуникации и поведения в обществе, которые имеют нравственную и эстетическую подоплеку и нужны для того, чтобы сохранять позитивную атмосферу отсутствия конфликтов и недопониманий.
В деловой сфере этикет – это неотъемлемая часть корпоративной культуры. Знание деловых норм поведения и общения необходимо для профессионала в любой области. Это делает деловую и личностную репутацию безупречной.
В своих знаменитых трудах по эффективной коммуникации Дейл Карнеги упоминал, что только 15% карьерного успеха зависит от профессиональных знаний, а все остальное – это умение общаться с людьми.
В истории этические нормы соответствовали развитию общества. С началом монархического строя этикет окончательно оформился в общепризнанные нормы поведения, которым должны были следовать абсолютно все – от подданных до самого монарха. С помощью этических правил стало проще сохранять иерархию, ведь для каждой социальной категории были собственные правила поведения.
В России во время правления монархов, ориентированных на западные ценности, входит в моду следование придворному этикету Европейских государств. Первый ввел заграничные нормы поведения при дворе Петр I, а прогрессивные правительницы Елизавета и Екатерина II продолжили его начинания на этом поприще, подгоняя заморские правила под российские реалии.
Правила этикета
В этикете можно выделить две стороны – морально-этическую и эстетическую, которые взаимосвязаны и определяют внутреннюю и внешнюю суть правил и норм поведения.
Морально-этическая сторона отражает нормы нравственности, основанные на доброжелательности, дружелюбии, приветливости и принятии собеседника таким, какой он есть.
Эстетическая сторона выражается в красоте поведения, которое проявляется в уважении и внимании к собеседнику.
Уважение – это ключевое понятие в деловом этикете. Уровень влияния собеседника и степень должности не должны определят линию поведения настоящего профессионала. Личностное уважение должно проявляться и в разговоре с подчиненным, и в беседе с начальником.
Помимо невербальных норм общения, существуют вербальные формы обращения и приветствия, которыми не следует пренебрегать. Все допустимые словесные конструкции вежливости должны регулярно употребляться, даже если вам кажется, что это клишированные выражения и они не несут смысловой нагрузки. Пожелания удачи или доброго дня сделают беседу дружелюбной и покажут вас, как открытого человека, с которым приятно вести переговоры.
Употребление вежливых фраз относится к понятию речевого этикета, в который входят комплименты, знаки одобрения, подбадривания и положительной оценки.
В этикете существуют межнациональные различия, которые следует соблюдать, проводя переговоры с представителями разных стран.
К примеру, в Америке маленькая зона психологического комфорта, а потому американские партнеры могут спокойно похлопать деловых партнеров по плечу или еще как-либо вторгнуться в личное пространство собеседника.
К партнерам из Азии нужно относиться как можно уважительнее, ведь для них тактильный контакт не просто неуместен, но и является жестом неуважения.
Южные народы (испанцы, итальянцы) быстро и громко разговаривают, а у северных и восточных принято говорить медленно и спокойно.
Не стоит забывать о деловом дресс-коде. Независимо от того, какая форма одежды принята в определенной компании, по правилам делового этикета является неуместным носить дорогие украшения, спортивные или нарядные аксессуары, открытую обувь. Женщины должны носить колготы или чулки в любое время года, а мужчины – галстук.
Цвет костюма для ведения деловых переговоров днем должен быть светлее, нежели для вечерней встречи.
Репутация компании зависит от поведения ее работников, а потому важно придерживать правил этикета в любых обстоятельствах.
Готовые работы на тему:
Деловой этикет и протокол встречи гостей
Деловой этикет в профессиональной деятельности