Узнать цену работы
Статьи по теме

Начальный курс физической географии

Основная цель обучения

Предметы изучения физической географии

С помощью каких методов происходит обучение

Основная цель обучения

Так как основной целью любого обучения является формирование всесторонне образованной и развитой личности, то обучение географии преследует ту же цель. Но эта наука имеет характерные отличительные особенности, так как является чуть ли не единственным предметом, который рассматривает как естественные процессы, происходящие в природе, так и общественно-социальные объекты. Очень часто предметом рассмотрения становится влияние деятельности человека на окружающий мир. Поэтому цели, которые преследует география, имеют всеобъемлющий характер:

  • Во-первых, необходимо дать понять, что такое географическая картина мира с ее природными богатствами, населением и хозяйственной деятельностью человека. Научить определять территориальные различия, их характер, значение в жизни коренного населения.
  • Во-вторых, с научной точки зрения посмотреть на взаимосвязь социальных объектов и природы, на территориальные черты и особенности их взаимодействия.
  • Воспитывать в подрастающем поколении нравственность, миролюбие и патриотизм.
  • Показать этапы развития производственной деятельности человека, его отношение к охране природы и рациональному подходу при использовании ее богатств. Все эти аспекты необходимо рассматривать с научной точки зрения.

Ученым с мировым именем российским географом В.П.Максаковским в понятие "географическая культура" были введены такие компоненты, как географическая картина мира, географическое мышление, язык и методы познания географии. Он считал это важным не только для узкоспециальной географической, но и для массовой культуры.

В понятие "географическая культура" для любого современного человека, в том числе и школьника, входит следующее:

  • изучать окружающий мир с научной точки зрения;
  • уметь пользоваться географическим языком через понятия и термины;
  • аналитически мыслить и всегда выявлять причинно-следственные связи;
  • уметь пользоваться картой и показывать на ней все пространственные представления о мире в рамках географии;
  • быть подкованным в области геоэкологии, развивать чувство экологического сознания;
  • знать, как научные географические познания применять на практике.

Предметы изучения физической географии

Представление о науке начинается с вводного курса обучения, который называется физическая география. На этом уровне происходит знакомство с таким понятием, как природный комплекс, его компонентами и их взаимосвязью.

В начале идет ознакомление с самым крупным природным комплексом Земли, которым является географическая оболочка с 4-мя ее основными составляющими: литосферой, гидросферой, атмосферой и биосферой.

Неотъемлемой закономерностью географической оболочки является круговорот веществ. На формирование литосферы оказывают влияние внутренние и внешние факторы. Если говорить о малом и большом круговороте воды, то ведущую роль здесь играет гидросфера, хотя связан он со всеми географическими оболочками Земли. Как только произойдут небольшие изменения в каком-либо одном компоненте географической оболочки, так моментально изменения коснутся и всех ее остальных составляющих.

Главная цель, преследуемая начальным курсом физической географии, состоит в том, чтобы показать целостность строения географической оболочки, заложить фундамент науки для дальнейшего ее изучения. Благодаря этому создаются предпосылки для развития научного мировоззрения. Начиная с этого курса идет развитие абстрактного мышления, формируется основа геоэкологического воспитания, поднимаются вопросы, связанные с природоохранной деятельностью. И еще он учит не только наблюдать за природными явлениями, но и разумно вести себя, прикасаясь к богатствам природы.

Три раздела физической географии:

1. Землеведение - рассматривает вопросы геоморфологического строения и развития твердой географической оболочки.

2. География материков и океанов - изучает природные особенности этих комплексов;

3. Ландшафтоведение - оценивает состояние геосистемы на региональном уровне.

Начальному курсу физической географии уделяется очень большое значение, поэтому он изучается не только в школах, колледжах, но и в университетах.

С помощью каких методов происходит обучение

Географию условно делят на физическую и экономическую, для каждой из которых существуют свои методы изучения. Так как физической географии уделяют внимание, практически, на всех уровнях обучения (от школы до университета), то существуют различные методики преподавания этой дисциплины. Метод обучения зависит от характера познания этой науки, например:

1. Иллюстративно-объяснительный - основан на применении наглядных пособий, которые помогают учителю максимально раскрыть тему урока и тем самым получить положительный эффект от такой подачи материала. Как только будет накоплена база теоретических знаний, можно перейти на самостоятельную работу аудитории. У этого метода существует и отрицательный момент: обучаемые пассивно запоминают и осмысливают предмет.

2. Репродуктивный метод побуждает кдействию. С помощью этого метода закрепляются знания, формируются навыки. Он нацелен на многократное воспроизведение полученных знаний. В процессе воспроизведения активируется логика, побуждается деятельность. Все это проходит в соответствии с планом действий, по определенному образцу (инструкции).

3. Способ проблемного изложения тоже преследует определенную цель. Через сложный путь познания истины демонстрируется выход из сложившейся ситуации, как образец борьбы с проблемой, которая четко формулируется преподавателем и им же решается. Учащимся остается только следить за ходом мысли учителя и запоминать доказательство, которое является образцом научного изложения.

4. Поисково-частичный метод настроен на практическое обучение учащихся находить способ решения поставленной проблемы. Благодаря этому методу можно самостоятельно применять собственные знания и получать новые. Конечно, этот метод опирается на уже приобретенные знания и одна из главных ролей здесь отводится эвристической беседе, которая выстраивается по системе логически связанных вопросов, соединенных между собой следующимпринципом: следующийвопрос содержится в ответе на предыдущий.

5. Исследовательский-этометод самостоятельного изучения нового материала, алгоритм которого проходит по следующей схеме:

  • процесс изучения интересующих фактов;
  • выявление проблемы;
  • гипотеза появления этой проблемы;
  • разработка плана действий;
  • поэтапная работа в соответствии с намеченным планом;
  • подведение результатов;
  • контрольная проверка;
  • итог: где могут пригодиться результаты данного исследования.

К сожалению, этот метод практически не доступен ученикам, так как реализация его не обходится без больших затрат, на его осуществление уходит большое количество времени и нужна тщательная подготовка учащихся, которые должны быть еще и мотивированы для такого рода деятельности.

Узнать цену работы
Узнай цену
своей работы
Нужны оригинальность, уникальность и персональный подход?
Закажи свою оригинальную работу
УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ