Узнать цену работы
Статьи по теме

Наука как социальный институт

  1. Наука как социальный институт
  2. Институализация науки
  3. «Этос» науки
  4. Приращение знания и технологии

Наука как социальный институт

Наука в настоящее время является не только понятием работы научного сотрудника, но и как совокупность ученых в целом, которые представляют собой отдельный социальный институт. В качестве социального института наука представляет собой сферу, в которой выражается сознание всего сообщества ученых. Эта сфера сложилась исторически. В рамках этого института происходит процесс взаимодействия между собой представителей науки. Наука становится школой, образовываются течения, сообщества. В качестве социального института наука формирует общественное сознание, производит инновации, новые технологии на базе изобретений, используется обществом для исследования себя и решения практических общественных вопросов.

Институализация науки

Переход науки в институт начался в 17 веке, когда та стала являться самостоятельным течением. С того момента она становится источником получения новых технологий и двигателем производства. Образовываются академии наук в разных странах, при них начинает издаваться периодика. При появлении отдельных лабораторий и исследовательских институтов, начался новый виток развития института науки. Наука теснее сошлась с политикой, от нее стали все больше зависеть гражданская и военная промышленность.

В дальнейшем развитии стали появляться школы и течения в науке, которые базировались на исследованиях конкретного ученого или конкретной теории. Помимо традиционной и официальной науки в виде официальных научных сообществ начинают появляться неофициальные группы научных работников, обменивающихся опытом и создающих неофициально совместные проекты.

Так и не нашли ответ на вопрос?
Просто напишите,с чем нужна помощь
Мне нужна помощь

«Этос» науки

В рамках института ученый проявляет определенные моменты поведения. Этос науки характеризуется прежде всего универсализмом, означающем, неприятие личного знания. Результаты исследований и открытий должны являться объективными и при этом универсальными. Роль открытия и исследования не должна зависеть от открывшего ее ученого. Также чертой научного этоса является коллективизм, означающий, что каждый сделавший открытие и исследование обязан обнародовать результаты. Они являются общественным достоянием - как достоянием научного института, так и общества в целом. В науке не должно быть конкуренции, которая ставит целью обогащение и наживу. Миссия ученого - найти истину. Кроме того, ученые должны в разумных рамках скептически и критически подходить к ранее полученным до них результатам.

Приращение знания и технологии

Институт науки как и социальные процессы может быть подвержен революциям и процессу так называемого нормального развития. В последнем случае предполагается стабильный процесс постепенного приращения знаний. В случае же революционно подразумевается полностью меняющаяся парадигма, научные фундаменты и традиционно сложившиеся системы взглядов. Общество находится в зависимости от науки. Благодаря институту науки человек имеет информацию о мире и окружающих вещах, общество получает технологии благодаря науке. Технический прогресс, развитие комфорта в жизни общества - все происходит благодаря науке.

Узнать цену работы

Узнай цену

своей работы