Узнать цену работы
Статьи по теме

Уровни познания

  1. Характеристика уровней научного познания
  2. Пределы эмпирического, теоретического познания
  3. Ключевые подходы к научному познанию
Формулировка

Под человеческим познанием принято понимать совокупный комплекс процессов, процедур, разнообразных способов получения знаний о феноменах, закономерностях объективной действительности. По сути, процесс познания это ключевой предмет эпистемологии, гносеологии, - 2-х ключевых направлений теоретических аспектов познания.

Во время определения смысла, форм, характеристики познания, в целом теория познания предпринимает определенные попытки предоставить ответ на вопрос о формировании знания, о том, как данное познание соотноситься, совмещается с фактическими реалиями.

Характеристика уровней научного познания

Вопросы познавательной функции индивида исследуются многими науками, в том числе философией. В современных условиях существует огромное количество прочих гуманитарных наук, дисциплин, которые также изучают уровни и формы познания. Наиболее популярными считаются: науковедение, социология познания, историческое формирование науки, познавательная психология, научная методология и прочие. И все же, большая часть из представленных научных направлений реализуют исследование предмета познания, анализируя его выборочно, обособленные проблемы. Тогда как комплексное познание так и остается объектом анализа философии.

Различают следующие уровни научного познания:

  • Уровень эмпирического познания:
  • — присущи чувственные познавательные формы;

    — основная цель – характеристика явлений, предметов;

    — базовые формы знания – эмпирические законы, факты.

  • Уровень теоретический:
  • — характерны рациональные познавательные формы;

    — основная цель – аргументация исследуемых феноменов;

    — базовые формы знания – научная теория, принципы, законы.

Рисунок 1. Существующие уровни познания

На сегодняшний день принято определять 2 уровня знаний научного характера: эмпирический, теоретический. Так, теоретический уровень познания сводится к синтезированию итогов эмпирического уровня, посредством гипотез, концепций, законов. Это рациональный уровень, поскольку он основан на логике западноевропейского учения. Одновременно с этим, эмпирический уровень познания нужен в случае проведения эксперимента, моделирования ситуации, наблюдения. Фундамент данного подхода составляет восприятие чувственного типа.

Развитие эмпирического познания выполняется путем взаимодействия с исследуемым объектом, в ситуации, когда индивид самолично воздействует на него, помогает ему, выполняет обработку результатов, а также делает конкретные заключения. И все же, на основе результата обособленных эмпирических фактов, законов далеко не всегда можно сформировать общую систему законов. Чтобы комплексно изучить смысл познания сущности необходимо применить теоретическое познание, рациональный уровень восприятия.

Пределы эмпирического, теоретического познания

Уровни познания эмпирического, теоретического типа в каждом случае достаточно тесно взаимосвязаны между собой. Они предопределяют взаимное сосуществование, предоставляют индивиду возможность осуществления выбора либо же интеграции 2-х доступных концепций познания. Можно заключить, что результат познания эмпирического типа предшествует уровню теоретическому, поскольку детерминирует новую информацию, результаты, факты исследований. Такое познание активизирует развитие логического, рационального познания, которые сводятся к здравому переосмыслению всех установленных нюансов.

Теоретический уровень научного познания детерминирует эмпирическое – иначе говоря, теоретическое познание определяет, какие факты, процедуры, события обязаны выступать в качестве предмета эмпирического анализа, в каких конкретных условиях нужно реализовывать эксперимент.

Что касается рационального уровня, здесь так само отмечаются, определяются те пределы, при которых познавательные результаты на эмпирическом уровне будут правдивыми, в которых знания эмпирического характера можно применить на практике. В этом полагает значение эвристической функции теоретического познавательного уровня.

Рисунок 2. Характеристика пределов уровней познания

Уровни научного познания имеют условную границу, по отношению к друг другу уровень их самостоятельности - относительный. Так, эмпирический превращается в теоретический, в свою очередь, то, что прежде считалось теоретическим, на следующей более значительной стадии развития трансформируется в доступное эмпирически.

Примечание

Во всех сферах научного познания, на любых уровнях отслеживается метафизическое единство эмпирического, теоретического. Ключевое значение в таком единении зависимости от конкретных условий, предмета, а также от уже сформированных, приобретенных научных результатов принадлежит либо теоретическому, либо эмпирическому. Фундамент единства данных уровней познания является целостностью практики научно-исследовательской деятельности, научной теории.

Ключевые подходы к научному познанию

По сути, научное познание – это историческая процедура достижения, развития определенных правдивых познаний относительно устройства нашей действительности. Истинность информации, знаний – базис деятельности индивида, практики в области человеческой жизнедеятельности.

Важно обозначить, что научное познание постепенно выходит за пределы обыкновенного бытия, будничного опыта, поскольку оно постигает такие объекты, с которыми индивид контактирует в обыкновенной жизни, а также те, которые сможет постичь в отдаленном будущем. Чтобы исследовать, определить данные объекты невозможно обойтись обыкновенной практикой, привычной деятельностью, поскольку важно уникальным способом постигать этот мир. К тому же, посредством рефлексия допустимо помочь поставить такие когнитивные цели, которые прежде никогда не создавало человеческое мышление.

Особенность научного познания полагает в следующем - оно пребывает в подчинении определенных строгих принципов (относительность и объективность познания научного типа, корректности либо истинности, причинности фактов, феноменов), а значит в ходе познания применяются определенные подходы, которые гарантируют истинность приобретаемых знаний.

Как демонстрирует практический опыт развития, преображения научной мысли, активности, результаты человеческой жизнедеятельности в анализируемой сфере познания детерминируются с помощью точности применяемых подходов.

Примечание

Методы теоретического уровня научного познания, их разработка – это достаточно продолжительный, затруднительный процесс, регулируемый посредством начальных понятий по отношению к рассматриваемому объекту. Данные понятия – объективные мотивы подхода. Они преображаются в методы, правила, применяя которые, в конечном результате научное познание сможет выявить ранее неизвестные характеристики, свойства модели, поведения анализируемого предмета.

Следовательно, принято выделять некоторые базовые подходы к научному познанию: эксперимент, моделирование ситуации, синтезирование, а также анализ.

Узнать цену работы
Узнай цену
своей работы
Нужны оригинальность, уникальность и персональный подход?
Закажи свою оригинальную работу
УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ