Основные виды контроля в менеджменте
Сущность контроля
Достижение компанией поставленных ею целей в современном менеджменте достигается, в том числе, использованием контроля.
Под контролем понимают процедуру сравнения фактического, актуального положения дел предприятия, выраженного в определенных показателях, с нормативным, предполагаемым, запланированным на этапе проектирования.
Контроль работы предприятия относится к компетенции его управленческого (административного) аппарата, осуществляется по ходу деятельности непрерывно и подразумевает этапы:
- наблюдения за деятельностью организации;
- оценки результативных показателей этой деятельности;
- регулирования соответствия реальных показателей требуемым.
Виды контроля в науке управления
Все виды контроля, осуществляемые администрацией предприятия можно классифицировать в три группы, положив в основу такой классификации временной критерий. В зависимости от временного интервала, в котором реализуется контроль, он бывает:
- Предварительным, который определяет подготовленность предприятия к началу нового этапа своей деятельности. Подразумевает контролирование ресурсов: материальных (качественные и количественные параметры располагаемого предприятием сырья), финансовых (планирование и оценка адекватности бюджета выдвигаемым новым проектом целям); трудовых (достаточное число сотрудников и соответствующий целям уровень их профессиональной подготовленности). Кроме того, в рамках предварительного контроля осуществляется проекта условий, обеспечивающих и сопровождающих деятельность организации: наличие всей необходимой нормативной документации по проекту, удовлетворительность состояния материально-технического оснащения и пр.;
- Текущим, призванным производить оценку и корректировку деятельности предприятия на промежуточных этапах пути к достижению итоговых целей. Этот контроль производится посредством сравнения промежуточных показателей эффективности деятельности предприятия с заранее определенными нормативными значениями. В случае несоответствия показателей руководством организации принимаются необходимые меры по корректированию деятельности;
- Заключительным, который производится администрацией по итогам деятельности. Оцениваются достигнутые результаты, проводится анализ возникших на всех этапах проблем. Помимо функции совершенствования дальнейшего планирования деятельности фирмы и функции мотивации персонала, этот этап служит предотвращению выпуска бракованного продукта на рынок, что позволяет сохранить престиж организации в глазах потребителей.
Данные виды контроля служат единой цели и не различаются по форме осуществления: все они базируются на сравнении актуальных, текущих результатов с нормативными.
В основу классификации контроля может быть положена и степень его охвата. По этому параметру контроль подразделяется на:
- Выборочный — применяется в условиях массового, крупномасштабного производства продукта. Оценивается соответствие нормативам технологического процесса отдельных единиц или произвольно и непредсказуемо определяемой партии продукта небольшого объема;
- Сплошной — реализуется в отношении всего без исключения производимого продукта. Такой контроль может быть осуществлен в условиях выпуска единичного продукта, либо небольших его партий. Он необходим в условиях предъявления рынком очень высоких требований к качеству выпускаемого продукта; применяется также в тех случаях, когда дальнейший контроль качества производимого продукта не представляется возможным.
В зависимости от характерологических характеристик самой процедуры контролирования деятельности предприятия выделяют:
- Контроль, осуществляемый пассивно (пассивный контроль): заключается в реакции административного звена предприятия на непосредственно возникшие отклонения от обозначенного предприятием курса. Возникает в случае увеличения сроков выпуска продукта, недостаточном его качестве или несоответствии объема выпуска установленным планом нормативам;
- Опережающий, или активный контроль: призван предупреждать наступление вышеописанных нежелательных ситуаций.