Узнать цену работы
Статьи по теме

Типы государства

  1. Формационный подход в классификации государств
  2. Цивилизационный подход в типологическом делении стран
  3. Структурные элементы формы государства
  4. Формы территориально-политической организации государства

Каждое современное государство можно охарактеризовать совокупностью конкретных черт и особенностей, обусловленных его историческим путем, наличием и степенью остроты конфликтов этнического и социального характера, международной обстановкой, а также факторами экономического плана. Все государства в мире можно подразделить на две основные категории: монархии и республики.

Типология государств представляет собой особую классификацию, предназначение которой – разбить на категории (группы) все государственные системы, существующие сегодня либо имевшие место в прошлом, для полного отображения их социальной сущности.

Исходя из этого определения, выделяют два главных подхода в типологии государств: цивилизационный и формационный.

Оба эти подхода опираются, прежде всего, на наиболее существенные признаки социально-экономического плана любого государства. Важно понимать, что именно доминирующий тип производственных отношений оказывает решающее влияние на развитие общества, государства и правовой системы.

Формационный подход в классификации государств

Этот типологический подход является одним из доминирующих в отечественных литературных источниках. Согласно ему, государство бывает:

  • восточным;
  • рабовладельческим;
  • феодальным;
  • буржуазным;
  • социалистическим.

Основополагающим критерием данной типологии является существующая в государстве социально-экономическая формация.

Восточный тип государства в своей фундаментальной основе имел поливное земледелие.

Рабовладельческая государственная система опиралась на абсолютную власть верховного правителя и его ближайшего окружения. Основными трудовыми ресурсами в таком государстве являлись рабы, а также самые бедные слои общества.

Фундаментом феодального государства служило право земельной частной собственности. Фактически основной властью в стране обладали только собственники больших земельных территорий. Своими наделами они распоряжались так, как считали необходимым.

Центральной характеристикой буржуазной государственной системы является реализация права собственности с применением производственных методов. Власть в государстве постепенно начинала носить тройственный характер. Начали формироваться общие гражданские права, ставшие предпосылкой для формально равных возможностей каждого гражданина в стране.

В государстве социалистического типа полностью отсутствует право частной собственности, поскольку в нем нет никакой практической необходимости. Субъектами власти в такой системе являются формально все граждане страны. Однако на практике такую систему невозможно реализовать, она является, по большому счету, утопией.

Формационный подход, посредством которого выделяют вышеуказанные типы государства, достаточно обоснован. Однако причиной его постоянной критики является применение лишь одного центрального критерия классификации – уровня развития экономики стран. Это приводит к невозможности учесть все существующие и существовавшие формы и типы государства. В результате, в типологии государств появляется цивилизационный фактор.

Цивилизационный подход в типологическом делении стран

Данный метод классификации рассматривает государства в различном контексте, в первую очередь историческом, культурном, социальном и религиозном. Ключевые типы государств, исходя из принципов цивилизационного подхода, определяются в основном культурными ценностями.

Всего в рассматриваемой типологии насчитывается 26 уникальных государственных формаций, основными из которых являются следующие:

  • западно-христианская;
  • восточная;
  • египетская;
  • шумерская;
  • западноевропейская.

Однако цивилизационный подход роднит с формационным одна схожая ошибка – ограниченное число критериев классификации, факторов анализа и отслеживания процессов, имеющих большое общественное значение.

Этим обусловлено то, что все основные типы государства, которые выделяют с применением данного метода, имеют вспомогательное значение. Надо отметить, что современные исследователи в области правоведения стремятся выстроить единую систему классификацию стран, основанную на использовании ключевых принципов двух подходов.

Структурные элементы формы государства

Каждая государственная система в мире характеризуется не только своим типом, но также и формой. Она заключает в себе три главных составляющих: территориально-административное деление, правящий режим и правящие принципы. Чаще всего государства классифицируются на основе одного ключевого критерия, коим является правящий (правительственный) режим. Исходя из этого, типы государственных систем могут носить демократический либо недемократический характер.

Ученые рассматривают следующие разновидности государств:

  • Авторитарные. В них власть концентрируется в руках одного человека (общественного лидера).
  • Тоталитарные. Правление может осуществляться конкретной партией.
  • Демократические. Власть принадлежит обществу, и это является наивысшей ценностью.
  • Либеральные. Характеризуются самым большим уровнем политической и экономической свободы.

Нельзя утверждать, что каждый из перечисленных видов государственных систем базируется на каких-то единых критериях. Например, невозможно поставить знак равенства между рабовладельческим строем и тоталитарным режимом, либо же демократическим государством и восточной цивилизацией. Следует понимать, что все характеристики государства необходимы для полного определения его формы и типа.

Формы территориально-политической организации государства

Выделяют три основных формы территориально-политического устройства стран: федерацию, конфедерацию и унитарное государство.

Сущность федеративной организации заключается в том, что несколько самостоятельных (юридически и политически) территориальных образований объединены в единое государство.

Федеративное устройство характерно, например, для США, Германии, Швейцарии. Оно позволяло этим странам в ходе их исторического развития преодолевать раздробленность и нестабильность в политическом плане. В таких государствах конституциональные законы определяют пределы полномочий федеративного центра и всех административных единиц. Общегосударственное законодательство обладает главенствующим характером, а конституции всех федеральных регионов не должны ему противоречить.

Федеральное правительство решает ключевые вопросы государства, связанные с внешнеполитической деятельностью, обороной страны, социально-трудовой политикой, занятостью и защитой граждан. На практике распределение властной компетенции между центром и субъектами федеративного государства обусловлено его историей и традициями.

Для унитарной государственной организации характерно наличие ряда ключевых социальных признаков, в том числе единой конституции, единой законодательной базы и единой системы управления страной.

Конфедеративное государство – это систематическое объединение нескольких независимых государств, создаваемое для решения совместных задач в области внешней политики. Субъекты конфедерации не подчиняются напрямую ее центральным руководящим органам. Все решения последних должны быть одобрены институтами существующей власти. В конфедерации не существует общей правовой и налоговой системы. Каждое государство-член союза делает финансовые взносы в общую копилку. На сегодняшний день конфедерациями можно назвать СНГ и ЕЭС.

Правовое государство должно базироваться на наличии правовой системы, имеющей пределы своих действий и призванной защищать интересы и права граждан.

Конституция является как бы общественным договором между гражданами и государством. Она определяет их взаимные отношения, которые должны быть прозрачными и доверительными.

Принимая во внимание данный аспект, можно рассматривать демократию как реальный механизм участия населения в управлении страной, реализации данных каждому гражданину демократических прав и свобод, которые провозглашаются и гарантируются конституцией. В современном обществе имеется немалое количество институтов, деятельность которых направлена на реализацию демократических ценностей, несмотря на все практические шероховатости и недостатки.

Узнать цену работы

Узнай цену

своей работы
Нужны оригинальность, уникальность и персональный подход?
Закажи свою оригинальную работу
УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ