Узнать цену работы
Статьи по теме

Государственное корпоративное управление

  1. Корпоративное управление в организациях с государственным участием
  2. Особенности и проблемы построения корпоративных отношений в рамках госкорпораций
  3. Роль независимых директоров в государственном корпоративном управлении

Корпоративное управление в организациях с государственным участием

Согласно установленному в Российской федерации законодательству, под корпорациями стоит понимать ряд юридических лиц, участники которые имеют право членства в них и производят создание их высшего органа.

В последнее время вопросам развития управления корпорации уделяется много внимания. При этом внимание доходит, как до отдельных структур, так и государственных организаций.

Корпорациям, акционером которых является государство, отдается важная роль в экономике России, совмещенная с серьезным уровнем предъявляемых к ним запросов.

Замечание первое. С одной стороны, специальные пакеты акций выступают в виде материального основания для обеспечения работы аппарата государственной власти.

А с другой стороны – государственные организации исполняют роль определенного инструмента осуществления специальной экономической политики со стороны правительства Р.Ф.. Свою специфику имеют и цели, которых пытаются добиться в процессе управления всеми акциями, которые принадлежат государственным органам.

Само положение государственных органов в основной системе такого управления имеет двойственное действие. С одной стороны, они собирают налоги и выполняют некоторые контрольные функции – выступает судьей для рыночных отношений. И еще государство, как гарантия социальной стабильности. А еще государственные органы считаются заказчиком и потребителем, то есть можно назвать внешней силой.

В общем можно подчеркнуть два главных вида корпораций с государственной поддержкой:

  • 100% акций фирмы принадлежит государственной власти;
  • государственные органы имеют меньше 100% акций организации;

В нашей стране организациями со 100% участием государственной власти считаются «Совмещенная ракетно-космическая корпорация» и «Россельхозбанк». Важной особенностью таких организаций можно считать более сниженный риск вероятности банкротства и маленькая вероятность попыток осуществления различных поглощений со стороны конкурентов. С одной стороны, это дарит им серьезную стабильность, а с другой – убавляет мотивацию к улучшению эффективности работы структур.

Особенности и проблемы построения корпоративных отношений в рамках госкорпораций

Итогом государственной поддержки в капитале корпоративных организаций становится увеличение круга лиц корпоративной деятельности. Кроме менеджеров и акционеров к ним прибавляются ведомства и различные представители государственной власти. Первые создают позицию государственной власти, как акционера, а вторые – сохранят его интересы в органах управления организации.

В образованиях с государственным участием осуществляется смещение функций советов директоров в сторону отображения решений, одобренных на самом высоком уровне. Практически в этих организациях огромная часть членов совета директоров создано из представителей государственной власти в виде уполномоченных лиц. Соответственно по резким вопросам они голосуют по установкам правительства.

Замечание

Если смотреть на практике, такие члены совета директоров не принимают серьезного участия в создании решений, а их вознаграждение за деятельность в совете директоров чаще всего небольшое. Это, вместе с их рабочей иерархией, убавляет их заинтересованность в улучшении эффективности функционирования таких структур.

Главные сложности, замеченные в области государственного корпоративного управления, можно увидеть на рисунке.

Небольшая активность работы советов директоров, замеченная в российских государственных организациях ведет к тому, что управленческие решения, одобренные главой, в основном мотивируются вовсе не экономическими интересами фирмы и ее акционеров, а волей государственной власти. В итоге основное корпоративное управление попадает в противоречие с главной стратегической задачей бизнеса – улучшением его эффективности.

В таких условиях главная роль в поднятии эффективности официального управления отводится улучшению института независимых руководителей.

Роль независимых директоров в государственном корпоративном управлении

На данный момент, судя по принятым законам, организации (как государственные, так и частного типа) вправе выбирать в совет директоров двух представителей:

— зависимых директоров и членов государственной власти;

— независимых руководителей.

Международный, а в последнее время и отечественный опыт говорит о том, что независимые руководители играют важную роль в улучшении института корпоративного управления.

По действующим законам независимость руководителя совета директоров определяется его соответствием списку критериев, а именно отсутствием связи с социумом (включая отсутствие небольшой собственности на акции), его большими акционерами, контрагентами, соперниками и государством.

Привлечение независимых руководителей к управлению устанавливаются правилами деловой практики, и находит свое место в определенных принципах такого управления.

Таким образом, к примеру, наш кодекс корпоративного управления, установленный Банком РФ. в 2014 году, указывает на потребность внесения в состав советов директоров не менее трети независимых руководителей. А еще правила листинга биржи Москвы создают более слабый критерий – не менее 1/5 независимых участников в осиновом составе.

Независимым аутсайдерам в официальном корпоративном управлении принадлежит особое место. Их функции переводятся к потребности в контроле над работой менеджмента государственной корпораций, представлению в общем совете интересов акционеров (включая государственную власть), специальному консультированию и оказанию услуг и содействия в разрешении различных проблем в интересах фирмы.

Считается, что залогам прогресса подобного государственного управления в Р.Ф. выступает будущее развитие института независимых аутсайдеров.

Узнать цену работы

Узнай цену

своей работы