Узнать цену работы
Статьи по теме

Коммуникативное давление

  1. Сущность коммуникативного давления
  2. Корни происхождения коммуникативного давления
  3. Специфика российской коммуникативной культуры

Сущность коммуникативного давления

Традиционное общение между людьми характеризуется желанием собеседника достичь собственной коммуникативной цели любой ценой. Если возможности нет добиться этого сразу, говорящий способен использовать неязыковые и языковые средства, которые напоминают адресату некое давление. Методы влияния на адресата, что выбирает говорящий, рушат стойкий баланс отношений и становятся результатом конфликтных ситуаций между сторонами разговора. Тактика коммуникации, что стремится достигнуть задачи общения разнообразными методами, средствами получила название коммуникативное давление.

Способность оказать на адресата коммуникативное давление в различных ситуациях общения, как правило, определяется конкретными традициями и нормами (в том числе и их нарушением), что сформировались в рамках определенной культуры коммуникации. Например, в отечественной коммуникативной культуре существуют нормы, что регламентируют общение незнакомых взрослых людей в местах общественности. Если быть более точными, то собеседники не должны использовать оскорбления, когда обращаются к друг другу, и использовать исключительно "вы". Данная норма на сегодняшний день реализуется очень редко.

Различные ученые говорят о том, что коммуникативное давление находится в неразрывном связи с толерантностью и приватностью. Если говорить о проявлении толерантности, то участники общения все время взаимодействуют, но при этом сохраняют личное мнение без конкретной пользы для дела.

То есть вышеуказанный процесс имеет четкую цель подавить мнение собеседника, преобразить его поведение в соответствии с вашими взглядами, интересами.

Следует отметить, что во время коммуникативного давления толерантность больше всего наблюдается. Под приватностью понимают осознание субъектом своей собственной сферы, что является противоположностью общественной. Чтобы обозначить специальную сферу собеседника, на практике прибегают к понятию "негативное лицо". Противоположность этому термину - позитивное лицо, то есть человек, что желает стать частью социальной группы, выполнять все нормы и установленные правила, чувствовать одобрение и постоянную поддержку от остальных составляющих группы.

Коммуникативное давление включает некое пренебрежение собеседника, его индивидуальности, вторжение с собственную сферу человека, формирование превосходства над ним. Говоря о славянской культуре коммуникации, нужно выделить вербальные и невербальные способы давления на адресата в разнообразных сферах беседы. Кроме этого, коммуникантов совершенно не ограничивает ранг социального статуса, возрастные рамки, знакомы ли они между собой, в подборе вербальных средств влияния.

Корни происхождения коммуникативного давления

Данное понятие считается одной из скрытых проблем большинства менеджеров и предпринимателей. Стоит отметить также, что одна из фундаментальных сфер общения, в которой коммуникативное давление пустило корни и является главным способом воздействия, - это общение детей со взрослым поколением. Традиции общения в Российской Федерации предполагают тесное взаимодействие личных пространств родителей и их детей, поэтому люди не стремятся бороться с раздражением, пытаясь изменить поведенческие нормы детей.

Дети, в свою очередь, способны выбирать различные приемы давления коммуникации, чтобы добиться от родителей желаемого итога. Родители часто неоднократно повторяют собственные требования, аргументируют правильную позицию, пытаются объяснить полезность и необходимость - это все также относится к коммуникативному давлению. Если ребенок не выполняет условий, они начинают усиливать давление, повышая голос и прибегая к различным угрозам. Спасением в данной ситуации может выступить через упреки "выгодная" коммуникационная позиция. Ребенок в ответ на повышения родительского давления также использует его и обвиняет семью в предвзятом отношении к нему. Ребенок способен также использовать самостоятельную тактику коммуникационного давления. Благодаря интуиции он может выбрать самый эффективный метод. К примеру, когда дети чувствуют невозможность достижения конкретного желания, они начинают привлекать и окружающих, сторонних людей, которые могут им посочувствовать и пожалеть их. Данный способ довольно востребованный разнообразными участниками общения, чтобы привлечь на себя внимание большинства людей. Ребенок также способен озвучивать свою просьбу по нескольку раз. Родители понимают такое поведение как каприз и реагируют соответствующим образом. Если они все же не добиваются желаемого эффекта, дети применяют еще более категоричные акты речи, порой и угрозы. Ребенок вырастает, но его личный интерес оказать вербальное давление на сторонних мужчин и женщин в ведении бизнеса остается - на сотрудников, руководителей контролирующих и бюджетных учреждений, деловых партнеров и тому подобное.

Можно сделать вывод, что существует возможность рассмотреть коммуникативное давление как противоречие толерантности, так как говорящий способен активно прорываться в собственную сферу собеседника, разрушая в этот же момент негативное или индивидуальное лицо другого субъекта процесса коммуникации.

Специфика российской коммуникативной культуры

Различные ученые сошлись во мнении, что в большинстве коммуникативных культур (немецкой, французской и так далее) отечественные методы воздействия на нормы поведения собеседника невозможны вообще. В этих странах каждый участник общения желает сохранить не только личное лицо, но и своего оппонента. На пример, строго регулируется общение покупателя и того, кто оказывает ему услуги или продает товар. Каждый учебник иностранного языка вмещает классические диалоги, что применяются в практической сфере определенным носителем этого языка. Продавец должен быть максимально вежливым и сориентирован на интересы покупателя, то есть в данном случае он занимает достаточно выгодную позицию коммуникации.

Российская культура коммуникации, к сожалению, развита намного меньше. Покупатель достаточно часто занимает позицию просящего, что уже говорить о выгодной позиции, и этому множество примеров. Преимуществом в выборе конкретной коммуникативной тактики стоит не коммерческий интерес и сбережение клиентской базы, а утверждение собственной личности продавца и навязывание ненужного товара. Продавцы склонны продолжать беседу и добиваться правоты тогда, когда ее необходимо прервать, интересы покупателя и потеря потенциального клиента его совершенно не волнует. Получается, что виноватое лицо - это заинтересованный покупатель. Взаимное коммуникационное давление также встречается довольно часто в данной отрасли. Если продавец разрушил собственное пространство собеседника, покупатель ответит ему еще большим давлением.

Собеседника способны окончательно разрушить негативное лицо оппонента, выбирая при этом самые успешные средства. Даже если присутствует конкретный идеал толерантности, в реальности отечественное общение характеризуется агрессивными способами воздействия. Доминантой служит сильное желание достичь цели коммуникации даже путем разрушения отношений, или предпочтение соблюдать некие правила для всех членов конкретной социальной группы.

Как видите, коммуникативное давление является весьма распространенной и используемой тактикой давления на участника общения и оно может быть объяснено особенностями национального отечественного менталитета, к примеру, стремление к поиску правдивой информации, бескомпромиссность, оценка поведенческих норм людей, что нас окружают. Можно назвать еще одну причину - коммуникативные традиции: эмоциональность обычного общения, высокая контактность, стремление занимать в беседе доминантную позицию.

Можно сделать вывод, что коммуникации выполняют первостепенную и существенную роль в деятельности современного руководителя и эффективности функционирования предприятия в целом. Так как условия достаточно быстро меняются, коммуникационная организация приобретает масштабное значение, ведь от нее зависима успешность работы организации. Она способна даже преобладать над коллективными отношениями внутри компании. Понимание значения процесса коммуникации на предприятии открывает возможности для руководителя создать дружескую атмосферу между сотрудниками, что нацелены на решение намеченных задач перед ними, а также поможет организации функционировать еще более эффективно.

Узнать цену работы
Узнай цену
своей работы
Нужны оригинальность, уникальность и персональный подход?
Закажи свою оригинальную работу
УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ