Узнать цену работы
Статьи по теме

Многомерная и предпринимательская организация

  1. Многомерная организация
  2. Предпринимательская организация

Многомерная организация

В то время как главными направлениями анализа матричных моделей организаций являлись результаты и ресурсы, в многомерной организации исследованию подвергаются рынок, территория и потребитель. Модель в виде матричной системы является комбинацией дивизионной и линейно-функциональной модели структуры организации.

При создании дополнительного третьего измерения в исследованиях возникает многомерная организация. Своим происхождением термин обязан У. Гогину, который ввёл его в середине 1970-х годов во время описания им организационной структуры корпорации «Доу Корнинг». Графически многомерную организацию можно представить в виде трёхмерного изображения куба состоящего из большого числа более мелких кубов олицетворяющих отдельные подразделения.

Многомерная организация базируется на рабочей группе, работающей автономно, исполняя одновременно три задачи:

  • обеспечение необходимыми материальными ресурсами производства;
  • формирование производства с учётом конкретного рынка, потребителя и территории;
  • обеспечение обслуживания конкретного потребителя на конкретной территории и рынке, выполняя соответствующие операции.

Как правило, подобные автономные группы носят название центров прибыли, что продиктовано структурой задач ими выполняемых. В некоторых случаях они могут быть в виде отдельных компаний.

Бюджет для каждого подразделения проектируется самими многомерными организациями. В задачу руководства входит инвестирование необходимых средств и предоставление займов.

Примером многомерной организации может быть бригада занимающаяся «тележечной» сборкой на автомобильном заводе «Вольво». Заказ она получает от клиента индивидуально, после чего самостоятельно определяет показатели планируемого бюджета и требуемый расход материалов. На следующем этапе у главного офиса запрашивается финансирование. По окончанию сборки, бригадой самостоятельно осуществляется расчёт с поставщиками и другими посредниками, работниками и компанией. Оставшиеся средства, как правило, повторно инвестируются. Положительные стороны подобной организации заключаются в том, что требования клиента удовлетворяются наиболее полно из-за того, что клиент и производитель максимально тесно контактируют.

Многомерные организации, однако, являются достаточно дорогостоящим решением, поскольку их реализация требует:

  • дополнительного найма профессионалов и специалистов;
  • эффективного формирования операций и связей;
  • высокой культуры организации;
  • существования развитой сети поставщиков и заказчиков;
  • наличие сформированной инфраструктуры.

В книге «Планирование будущего корпорации» написанной Р. Акоффом приведена другая схема реализации многомерной организации.

Основной идеей является образование отдельных подразделений как самостоятельных организаций.

Многомерная структура, по убеждению Акоффа, может быть применена к любому из подразделений, невзирая на его размеры, считая даже предпочтительным малую штатную численность подразделения и широкий спектр возлагаемых на руководителя обязанностей. Подобный тип организации даёт возможность даже малым подразделениям, удалённым территориально от подразделения стоящего в центре, получить независимость. Таким образом, достигается возможность более своевременного принятия насущных решений из-за близости к конечному потребителю и рынку.

На взгляд Р. Акоффа для подобных многомерных организаций присущи следующие преимущества:

  • отсутствие необходимости в масштабной реорганизации существующих структур, осуществление перераспределения руководством всех ресурсов организации;
  • ликвидация, создание, преобразование какого либо одного подразделения не воздействует в значительной степени на остальные подразделения;
  • развивается делегирование полномочий в условиях сохранения ведущей роли руководства;
  • работа каждого подразделения контролируется, основываясь на критерий прибыли, исключающий имитацию занятости и расширение бюрократии. Цель – обеспечение развития многомерной организации и участвующих в ней людей, а прибыль – основа прогресса бизнеса.
Так и не нашли ответ на вопрос?
Просто напишите,с чем нужна помощь
Мне нужна помощь

Предпринимательская организация

Динамичное и непрерывное развитие окружающей среды поспособствовало возникновению нового вида организации названной предпринимательской организацией.

Они возникли в процессе поиска путей создания постоянных и устойчивых ценностей в экономике. Главным толчком явилась потребность мотивирования у работников осознанного и ответственного подхода к сотворению экономических ценностей.

Подобные структуры, также, создавались для нахождения баланса между рисками и выгодами, разделяемыми и получаемыми отдельными лицами или их группами.

Структуры предпринимательства не могут быть приравнены к инвестиционным проектам или открытию бизнеса, способам быстро обогатиться или малому бизнесу. Предпринимательские организации не связаны с определённой отраслью, размером бизнеса, культурой или территорией.

Для предпринимательской организации основным ориентиром является её рост.

Подобные организации опираются на возможности, а не на ресурсы находящиеся под контролем. Осуществление возможностей и применение ресурсов для этого в большинстве случаев реализуется на поэтапной основе, эпизодически и краткосрочно. Контролирование ресурсов опосредовано (займы, аренда и т.д.).

Позитивными чертами предпринимательской организации есть малое число уровней иерархии, обеспечивающих достаточную гибкость всей системы. Для неё также характерно сетевое построение модели структуры организации. Главным оценочным критерием является эффективность деятельности. Поиск новых возможностей и окончательное достижение результата считается основным источником мотивации.

Индивидуальная инициатива выступает базисом для создания структуры предпринимательской организации, в отличие от присущей обычной организационной структуре координации.

Организация развивается по нескольким направлениям с преобладанием индивидуальной компетентности над организационной. Ключевым значением для успеха всей организации обладают группы сотрудников или отдельные участники организации и их квалификационный уровень.

Графически структуру предпринимательской организации можно представить в виде пирамиды перевёрнутой основанием вверх. Здесь, в отличие от обычных структур, руководство организации это основание, а не вершина пирамиды. Возлагаемые на руководство функции также изменены. Поддержание усилий всех работников, делающих свой вклад в совершенствование бизнеса представляется как основная функция руководителя предпринимательской организации.

На следующем уровне организации находятся три главных блока, ключевым из которых есть имеющиеся в ней ресурсы (персонал, финансы, время, идеи, информация, технологии и т.п.). Задачей блока является снабжение делающих бизнес усилий работников ресурсами.

Второй блок содержит подразделения занятые поиском и передачей делающим бизнес рынков для его реализации.

В третий блок входят консультанты, или, конкретнее, бизнес-тренеры, оказывающие помощь своей интуицией и опытом в реализации бизнеса.

Вершину пирамиды перевёрнутой к верху основанием занимают предпринимательские делающие бизнес ячейки, сконцентрированные на конкретный рынок для поиска и реализации возможностей. На деле ячейки представляют собой объединённые по критерию реализуемого ими бизнеса автономные группы работников. Они могут иметь статус центров прибыли или существовать как отдельные самостоятельные компании или фирмы.

Структура построенной подобным образом предпринимательской организации «развёрнута лицом» к потребителю, находясь рядом с ним и обладая способностью реагировать на смену его требований гибко и своевременно. Делегирование ответственности и прав подразделениям непосредственно делающим бизнес, при этом, максимально возможное. Мотивированность людей резко повышается, тем самым, увеличивая эффективность их работы.

Узнать цену работы

Узнай цену

своей работы