Узнать цену работы
Статьи по теме

Теоретические методы исследования

  1. Общие принципы теоретических подходов
  2. Разновидности теоретических подходов

Общие принципы теоретических подходов

По сравнению с эмпирическим уровнем исследования теоретический предполагает вмешательство в суть анализируемого вопроса, выявление его внутренних составляющих, источников появления, механизмов зарождения, функционирования. Основное значение теоретических подходов полагает в том, чтобы определить прецеденты, обнаружить внешние взаимозависимости между ними, а также предоставить детальное разъяснение, по какой причине они возникли, какими факторами были вызваны и прочее. И все же теоретические методы обладают некоторыми недочетами: они не способны оказывать определенного влияния на многообразие исследуемых процедур, явлений, несмотря на то, что благодаря им можно найти скрытые в них принципы, что-то общее, существенное.

По сути, теоретический аспект исследовательской работы находится в тесной взаимосвязи с умственной деятельностью, с постижением материала эмпирического, его детальной оценкой, усвоением. В таком случае проявляются внутренние закономерности становления, структура явлений, подсистем, их соотношениях, взаимозависимости.

Примечание

Методы исследования теоретического характера необходимы для детерминирования основополагающих задач, составления предположений, а также для анализа отобранных случаев. Также они находятся в тесной связи с изучением разнообразных научных материалов: работ классиков; периодических изданий; исторических трудов; специализированных и общих документов и прочего.

Разновидности теоретических подходов

В числе актуальных теоретических подходов в первую очередь необходимо отметить анализ как метод исследования. Это определение, а также последующее рассмотрение обособленных аспектов, свойств, характерных особенностей, качеств процессов, фактов, явлений. Оценивая обособленные ситуации, упорядочивая, группируя их, детерминируются их специфические, единые особенности, определяются общие правила либо закономерности. Как правило, оценка усиливается посредством метода синтеза, благодаря которому можно более глубоко пробраться в суть исследуемых явлений.

Так как теоретические исследовательские подходы находятся в тесной связи с анализом научной литературы, таким образом допустимо разузнать, какие проблемы, аспекты на данный момент проанализированы в достаточной мере, а какие потребуют дополнительного рассмотрения.

Процесс анализа научных материалов предполагает использование таких подходов:

  • разработка библиографии — системы источников, выбранных по конкретным темам;
  • метод реферирования — краткое представление основного содержания литературы;
  • способ конспектирования — составление более конкретизированных пометок, основу которых формирует выделение ключевых мыслей научных трудов;
  • метод аннотирования — лаконичное представление общего содержания статьи либо научного материала;
  • метод цитирования — дословная фиксация цифровой информации, выражений, которые представлены в литературных источниках.

Кроме описанных подходов, на уровне теоретического исследования часто применяются:

Метод абстрагирования. Представляет собой отвлечение от определенных характеристик исследуемых объектов, акцентирование таких свойств, которые рассматриваются в условленном направлении. Метод абстрагирования характеризуется многоцелевой природой, поскольку любой шаг подхода сопряжен с анализируемым действием либо же с использованием его конечного результата. Смысл данного метода заключается в мысленной абстракции от второстепенных предметов, взаимосвязей, отношений, характеристик, в параллельном акцентировании, закреплении единой либо же нескольких аспектов анализируемых предметов, интересных для сторон.

Метод аксиом. Его суть полагает в следующем: изначально в размышлениях отмечается комплекс исходных тезисов, которые не нуждаются в дополнительных доказательствах, в первую очередь поскольку они воспринимаются как совершенно однозначные. Данные тезисы принято называть аксиомами либо истинами. На их основе в соответствии с определенными правилами формируется комплекс заключительных выводов. Система всех исходных истин, определенных на их основе заключений формируют аксиоматически выстроенную концепцию.

Синтезирование, оценка. Ранее уже шла речь о том, что оценка – подход, основу которого составляет процедура расщепления конкретного предмета на отдельные составляющие. Если исследователь применяет такой подход, он мысленно разделяет исследуемый объект, анализирует, из каких отдельных элементов он состоит, какие его базовые свойства, характеристики.

В то время, как синтез являет собой интегрирование полученных в ходе оценки элементов в единое целое. По результату использования синтеза можно отслеживать объединение теоретических познаний в общую систему, полученных по факту использования оценки.

Анализ и синтез как методы научного исследования находятся в тесной взаимной связи между собой, в некоторых случаях могут принимать разнообразные формы, зависимо от конкретных характеристик исследуемого объекта, а также от целей изучения.

Прямые синтез, оценка применяются на этапе обобщенного изучения объекта. В таком случае реализуется выделение обособленных составляющих объекта, устанавливаются его свойства, выполняются элементарные измерения. Чтобы на более глубоком уровне изучить суть объекта, необходимо воспользоваться структурно-генетическии синтезом, оценкой. Данные подходы потребуют отбора в интегрированном многостороннем явлении его компонентов, подразумевают более тщательное их изучение. Таким образом можно оказать первостепенное воздействие на все прочие аспекты сущности объекта.

Одновременно с этим для рассмотрения сложных активно прогрессирующих объектов принято применять исторический подход. Его используют только тогда, если так или иначе в роли предмета исследования выступает ситуация объекта.

Метод идеализации объекта. Данный подход представляет собой мысленное формирование конкретных пониманий об объектах анализа, по факту, не существующих в действительности, и все же для которых в настоящем есть некоторые прототипы. Такой метод активно применяется и в гуманитарных, и в естественных дисциплинах, так само и в педагогике.

Методы дедукции, индукции. Такие подходы прямо противоположны. Метод индукции – рассуждение от частных вопросов к наиболее общим. Дедукция напротив основана на получении заключений в ходе рассуждении от наиболее обобщенного к частному.

Метод восхождения от наиболее отвлеченных аспектов к конкретным. Такой подход являет собой форму трансформации научных познаний, своеобразный закон отображения действительности мыслительного процесса. В соответствии с методикой процедура познания условно делиться на две стадии.

Так, на первой стадии отслеживается постепенные смещения с чувственно-конкретного к более абстрактным понятиям. При этом общий объект разделяется, характеризуется посредством сотни-тысячи суждений, идей. По сути, он словно «растворяется», трансформируясь в комплекс установленных мышлением абстракций, однотипных дефиниций.

Следующая стадия познания являет собой переход от абстрактного к более конкретному. Суть такого этапа полагает в постепенной перемещении сути идеи от абстрактных формулировок сути объекта к конкретному в познании. Во время такой стадии восстанавливается исходное единство объекта, при этом он воссоздается во всей доступной универсальности — однако на уровне мыслительных процессов.

Описанные стадии находятся в тесной взаимной связи.

Узнать цену работы

Узнай цену

своей работы