Департаментизация и кооперация
Понятие департаментизации
Департаментизация часто связывается с процессом специализации в компании. Когда вся работа разделяется на отдельные процессы, создаются специальные подгруппы, которые представляют собой отделения, отделы организации, филиалы. Департаментизация – это процесс разделений внутри фирмы. При помощи департаментов компании становится доступно горизонтальное расширение (увеличение числа филиалов, специальных цехов, и так далее).
Она упрощает работу организации, обучение специалистов, регламентирует работоспособность.
Типы департаментизации
Есть всего два главных процесса департаментизации:
- создание подгрупп вокруг основных ресурсов;
- создание подгрупп вокруг результата работы.
Разберем каждую графу полностью.
Линейная департаментизация
Численность, время рабочего процесса и территория (смотрите схему) считаются самыми главными параметрами для осуществления специализации. Такой вид департаментизации считается линейным. Департаменты в этих компаниях обладают частичной свободой, а связи между отделениями выполняются вертикально (нижестоящие выполняют обязательства и отчитываются перед вышестоящими прямо). Осуществляемая работа однообразна, требует стандартной квалификации. Так организуют манипуляции в производственных цехах, в малозначимом бизнесе. В больших компаниях такое разделение осуществляется на нижних ступенях (в группе, цехе), но на уровнях выше используются иные виды департаментизации.
Функциональная департаментизация
Она применяется в больших организациях до сих пор, а появилась еще во время промышленной революции. При таком подходе группы образуются в основном вокруг ресурсов, а не итогов работы (опции, продукт, техника, технология на картинке).
Каждое отделение следит за своим видом ресурсов: кадровый – за работников, финансовый – за деньги, закупочный – за продукцию и т.д. Такой тип деления компании помогает достичь узкой функциональности каждого отделения, это экономит время, упрощает первичное обучение каждого специалиста. К тому же, такая департаментизация дарит возможность увеличить число производимой продукции без серьезных потерь в плане качества.
Многие промышленные организации основывались именно на этом виде департаментизации, он обеспечил создание массового производства, помогал автоматизации рабочих процессов.
Схематически такую департаментизацию можно представить следующим образом:
Продуктовая департаментизацияр3>
В основном концентрируется на итогах работы, а не на ресурсах (продукция, клиент, рынок на схеме видов департаментизации). При таком подходе в компании формируются относительно самостоятельные частицы, которые ориентированы на продукт, проект работы, тип потребителей или вид рынка.
Этот процесс подходит для организаций, в которых производится много различных типов продукции.
Если департаментизация ориентируется на клиента, группы в компании создаются, исходя из социальной оценки потребителя.
Если ориентиром стал рынок, то подгруппы направляют результат на соответствие требованиям рынка (который определяют по различным признакам).
Переход к продуктовому виду осуществляется, когда функциональная департаментизация перестает помогать компании, мешает общей реакции на изменения внешней среды. В производстве выделяются отдельные группы, которые ориентируются на продукт, они отвечают за получение дохода от его реализации. Руководители обращают свое внимание на стратегическое планирование, а прочие задачи решают остальные подразделения.
Минусы этого подхода заключены в том, что иногда цели конечной продукции ставятся выше главных целей компании, может расти основная численность работников и осуществляться дублирование функций в разных отделениях, если идентичные функции необходимы для приобретения разных продуктов. Из-за такого роста контроль произведенных работ выполнить становится труднее.
Матричная департаментизация
Это необычная концентрация и на ресурсах, и в итоге (матричная структура, новейшая структура и так далее на схеме департаментизации).
Это самый уникальный вид департаментизации, но если внешняя среда потребует усложненной системы стратегических решений, то этот вид очень помогает.
В реальной жизни у рядового сотрудника появляется два руководителя: первый отвечает за процессы по продукции, второй – за исходные ресурсы.
Рабочий становится частью процесса одобрения решений, потому, что при этом подходе запросы к персоналу немного возрастают. Но двойное подчинение несет и минусы, к примеру, разные споры, прибавление стресса на работе. К тому же, переход к этой департаментизации потребует долгой подготовки людей.
Кооперация в организации
Определение. Кооперация трудовой деятельности – это объединение работников для улучшения трудовой деятельности.
Кооперация всегда идет за разделением трудовой деятельности, специализацией и департаментизацией, ведь если люди не будет трудиться слаженно, то в процессе создания продукта начнутся проблемы. Кооперация осуществляется на всех уровнях иерархии: от рядового сотрудника, до всех отделений организации. Таким образом, создается система стабильных деловых отношений между исполнителями.
Выделяют следующие типы кооперации на работе:
- между цехами;
- внутри цехов;
- внутри определенных участков.
Во многих компаниях самыми популярными типами кооперации становятся бригады, которые совмещают в себе рабочих различной квалификации и отвечающих за разные виды манипуляций. Разные типы кооперации будут зависеть от технических тонкостей производства, от вида производства, организационной специфики фирмы, отрасли, где организация работает, уровня специализации рабочих.