Узнать цену работы
Статьи по теме

Интеллектуальный капитал

Интеллектуальный капитал, в обыденном понимании, включает комплекс, состоящий из знаний, умений, опыта, навыков, присущих каждому конкретному человеку. Это неотъемлемая часть индивида, применяемая им по назначению, которая, при рассмотрении в рамках предпринимательской сферы, может положительно влиять на работу организации. Для того, чтобы сотрудник, имеющий интеллектуальный капитал, мог обладать исключительным правом на него, необходимо правильно и юридически грамотно его оформить.

Для более точного понимания, разберём пример.

Работник фирмы несёт в себе определенные познания о каком-либо технологическом построении и предлагает своему начальнику усовершенствовать данный процесс. Чтобы авторское право на это улучшение принадлежало ему и в дальнейшем, необходимо юридическое закрепление этого интеллектуального права. После, сотрудник может продать интеллектуальную собственность или самостоятельно внедрять её в жизнь.

Интеллектуальный капитал признаётся таковым, если он отвечает ряду особенностям:

  • его нельзя потрогать, ощутить, увидеть - это некая аморфная субстанция, относящаяся к конкретному человеку;
  • необходимость доказывания авторских прав;
  • высокая материальная ценность продукта;
  • невосстановимость потребительских свойств.

Этот "неосязаемый" капитал - не обычный товар. Его отличительной чертой является то, что прибыль многоразовая, а основной денежный доход правообладатель получает не при первоначальной продаже, а за счёт дальнейшего использования продукта путём копирования и распространения.

Для использования и покупки интеллектуального продукта предприятием, руководитель определяет его необходимость и актуальность, чтобы впустую не потратить деньги.

В состав данного продукта входят следующие объекты:

  • научно – литературные произведения;
  • продукты исполнительской и продюсерской деятельности;
  • изобретения различного вида и свойства;
  • научные открытия;
  • промышленно – технические образцы;
  • товарные знаки, товарные марки;
  • методы защиты интеллектуального права;
  • другие интеллектуальные разработки.

Интеллектуальный капитал достаточно сложный товар, в связи с чем можно столкнуться со следующими проблемами:

  • трудность в сохранении безопасности интеллектуального продукта от посторонних и множество спорных ситуаций, рассматриваемых в суде;
  • затратность продукта и большое количество бюрократических проволочек при оформлении патентов и авторских прав;
  • малая заинтересованность массового рынка.

Интеллектуальный капитал включает в себя составные элементы:

  1. Человеческий капитал - это, непосредственно, сами люди, которые уже работают или будут работать в будущем. В организации под данным понятием следует понимать всех сотрудников, которые трудятся на благо фирмы. Профессиональная переподготовка работников служит улучшению человеческого капитала предприятия, его развитию и повышению профессионализма.
  2. Интеллектуальная собственность - это сам объект авторского права: новые технологии, программы, литературные произведения, медицинские открытия и т.д.
  3. Потребительский капитал включает отношения между клиентами и потребителями. Этот структурный элемент помогает удовлетворить все потребности клиента посредством общения с сотрудниками организации. Репутация фирмы, соглашения, товарные знаки и бренды и другое - всё это составляющие потребительского капитала.
  4. Структурный капитал - то, что помогает реализовывать потребительский капитал: структура организации, её техническая оснащенность, патенты и другое. Структурный капитал, в отличие от человеческого, находится в собственности предприятия.
Узнать цену работы
Узнай цену
своей работы
Нужны оригинальность, уникальность и персональный подход?
Закажи свою оригинальную работу
УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ