Узнать цену работы
Статьи по теме

Коммуникации, решения и конфликты

  1. Коммуникации, решения и конфликты
  2. Противоречия в процессе коммуникации
  3. Столкновения и антагонизм в коммуникации
  4. Конфликты в управлении

Коммуникации, решения и конфликты

Коммуникация – это процесс, в котором отражаются принципы и закономерности межличностных взаимоотношений. В данных взаимоотношениях возможны согласия и противоречия между коллегами, руководителями и подчиненными.

Согласия и противоречия – это то, с чем сталкивается любой руководитель, и он должен знать, как справляться с их проявлениями. В таком случае интересы обеих сторон будут максимально удовлетворены.

С другой стороны, полное согласие и выражение абсолютной поддержки подчиненными любого мнения руководителя – это опасный признак для организации. Так как это может свидетельствовать о малой компетентности подчиненных или отсутствии у них активности в проявлении собственной позиции.

Противоречия в процессе коммуникации

Наиболее типичной реакцией подчиненных во время коммуникационного процесса является противоречие.

Противоречие возникает, как результат информационного взаимообмена сторон с различным видением, восприятием и оценкой одного и того же предмета или объекта коммуникации.

Противоречие как феномен имеет градацию (от малого к большему):

  • Различие
  • Поляризация
  • Столкновение
  • Антагонизм

Различие, которое проявляется в разном видении реализации поставленной задачи, но сохраняется взаимопонимание в целях и способах ее выполнения. Различия практически не влияют на успешный итог выполнения задачи, и появляются, в основном, после нововведений в трудовом процессе. Противоречия такого рода быстро сходят на нет, полностью иссякая. Такой способ взаимодействия оптимален для компаний с небольшой долей нововведений.

Поляризация возникает в случае достижения взаимопонимания в поставленных целях и задачах, но разным видением их выполнения. В таком случае задачи выполняются так, как было определено руководством. Собственное мнение подчиненных может оставаться полностью полярным мнению руководства, если не удалось понизить градус противоречий до различий методом созидательной дискуссии и нахождением компромисса.

Различия и поляризация – это нормальные отношения в компании, где подчиненные имеют свою точку зрения на трудовой процесс.

Столкновения и антагонизм в коммуникации

При столкновении выражается лишь частичная поддержка подчиненных по вопросу поставленных целей и задач, но по поводу методов выполнения возникают противоречия.

Столкновение в таком случае возникает по разным причинам:

  • Сильные различия компетентности руководителей и подчиненных.
  • Смена специализации или реорганизация производства.
  • Недостаток навыков эффективной коммуникации и управления персоналом у руководства.

Последствиями столкновения может стать либо нахождение компромисса либо антагонизм. В первом случае подчиненные могут сохранять точку зрения, снизив противоречия до различий и поляризации. Во втором случае может наступить коллапс управленческой позиции руководства.

Компании с большим опытом работы отлично переносят периодические столкновения, так как это дает им воздух для рывка вперед. Маленькие компании сложно переносят столкновения.

В свою очередь антагонизм – это выявление некомпетентности со стороны руководства, неспособность донести до подчиненных схему действий по решению задач, основные цели и достигнуть взаимопонимания и поддержки.

Несмотря на спорную суть антагонизм все равно может привести к положительным явлениям, но чаще всего он приводит к полному краху компании.

Антагонизм является нормальным коммуникационным явлением в случае форс-мажорных обстоятельств или экстремальных условий. Иногда антагонизм создается искусственно для стимуляции рабочего процесса и устранения застоя в решении задач. Также антагонизм возможен при переходных условиях, например, реорганизации компании.

Искусственно созданный антагонизм может проявляться в демонстративном увольнении работника, угрозах, разговоре на повышенных тонах и других стрессовых ситуациях.

Подобные меры не имеют продолжительного воздействия.

Конфликты в управлении

Доказано, что не сами конфликты, а неумение их правильно решать, приводят к деструктивным процессам.

Даже в самых хороших и близких взаимоотношениях периодически случаются конфликты, что говорит о существовании этих отношений. Полное отсутствие конфликтов может говорить о том, что отношений, как таковых, не существует. В то же время грамотное и своевременное решение конфликтов делает отношения более прочными, и качество взаимоотношений существенно повышается.

Моделью разрешения конфликтов является такая схема (!!!):

Конфликт (столкновение без правил) может перерасти в имитацию (сознательное создание видимости прекращения конфликта), которая в свою очередь может перерасти или в независимость (полное отделение конфликтовавших друг от друга) или в сотрудничество.

Также конфликт может перерасти в борьбу (столкновение по правилам), которая может в свою очередь перерасти в независимость или сотрудничество.

Руководители с пониманием эффективного управления всегда используют конфликты на благо рабочего процесса. Любой конфликт может стать двигателем прогресса, главное – направлять его в правильное русло, ни в коем случае не доводя до открытой конфронтации.

Для управления конфликтными ситуациями существуют специальные схемы и методики:

1. Разъяснительные беседы, в которых подробно рассказывается о целях и задачах, об ожиданиях от результатов работы, а также объяснение полномочий и сферы компетентности.

2. Механизмы интеграции и координации:

  • Создание четкой иерархии полномочий, которая не вызывает вопросов, но помогает в структурировании рабочего процесса.

    Использование правила о том, что руководитель всегда прав или за ним должно быть последнее слово. Также включение в работу совещаний между отделами для достижения большего взаимопонимания.

  • Донесение мнения о том, что эффективность конечного результата работы зависит от всей команды.
  • Создание системы вознаграждений, которая поспособствует мотивации сотрудников к эффективной работе, а значит, достижению нужного результата.
    • Помимо комплексных методов разрешения конфликтов, существуют межличностные способы решения конфликтных ситуаций при руководстве:

      • Избегание конфликта, уход от него;
      • Принятие чужой точки зрения в обход своей;
      • Отстаивание своего мнения в обход интересов других;
      • Компромиссное решение, которые удовлетворит обе стороны лишь частично;
      • Сотрудничество, которое поможет найти такое решение конфликта, которое будет выгодно обеим сторонам.

      Учеными было выявлено 6 мотивов, имея которые, люди согласны на коммуникативное взаимодействие:

      • Максимизация общего выигрыша.
      • Максимизация относительного выигрыша.
      • Максимизация собственного выигрыша.
      • Максимизация выигрыша другого.
      • Максимизация различий в степени выигрыша.
      • Минимизация выигрыша другого.

      В случае совпадения мотивов, конфликтных ситуаций вообще не будет возникать.

      Также нужно иметь в виду заведомо провальные мотивы, которые касаются исключительно личной выгоды. С такой точкой зрения практически невозможно построить эффективную коммуникацию.

      Решение конфликтов зависит от конкретной ситуации, а потому нельзя сказать, что существую универсальные способы или методы, которые идеально подходят ко всему.

Узнать цену работы
Узнай цену
своей работы
Нужны оригинальность, уникальность и персональный подход?
Закажи свою оригинальную работу
УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ