Узнать цену работы
Статьи по теме

Власть и лидерство

  1. Признаки власти
  2. Значение лидерства
  3. Разновидности власти
  4. Реализация власти
  5. Лидерство в организации

Иметь власть в организации означает обладать правом использовать ресурсы, ставить задачи сотрудникам, контролировать их усилия, направленные на выполнение этих заданий. Такое право ограничивается нормативными документами.

Субъекты, обладающие властью, имеют возможность:

  • в интересах организации руководить действиями работников;
  • оказывать определенное влияние, в том числе предотвращать конфликты;
  • ставить задачи.

Если аппарат управления не обладает властью, закрепленной документально, значит, и самой организации нет.

Признаки власти

Пользуется руководитель властью или же нет, но она существует. Отсутствие потребности в ее применении может считаться признаком потенциальной власти.

Власть наделяет взаимозависимостью работника и руководителя. Если власть не будет применяться на каждом конкретном объекте, тогда само это понятие потеряет смысл. Однако власть не является абсолютной, так как работник имеет право совершать определенные действия свободно.

Так и не нашли ответ на вопрос?
Просто напишите,с чем нужна помощь
Мне нужна помощь

Значение лидерства

Это понятие означает способность оказывать влияние на отдельных граждан и группы лиц. Усилия лидера направляются в определенную область, чтобы выполнить задачи, достигнуть цели.

В нормативных документах понятия лидерства не закреплено, это исключительно личное качество. Способность влиять позволяет управлять организацией, но не формирует ее.

Разновидности власти

В основу власти закладываются:

  • или принуждение и страх;
  • или ее позитивное подкрепление - вознаграждение (с учетом ограниченных ресурсов);
  • или бесспорный приоритет руководителя-эксперта, когда работники убеждены, что только этот руководитель обладает необходимым объемом знаний для осуществления властных функций (такой тип власти нельзя назвать устойчивым, так как позицию эксперта смогут оспорить другие заинтересованные лица);
  • харизма (управлять помогают исключительные качества руководителя, ставшего всеобщим примером);
  • узаконенные традиции или право руководителя отдавать приказы, закрепленное в документах (при инертном типе власти работники вправе выражать несогласие касательно перемен в структуре управления или в руководстве).

Должен присутствовать баланс власти. Изучив личные качества руководителя, активность подчиненных, организационную структуру, сложившуюся общую ситуацию, можно определить тип власти в этой организации. Иногда работники обретают возможность даже смещать руководство.

Лень читать?
Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут
Задать вопрос

Реализация власти

Результативными оказываются:

  • участие;
  • убеждение.

Такой метод реализации власти позволяет сблизить руководство с исполнителями. Стороны, решающие проблемы, высказывают свои мнения, поэтому принятие окончательных решений задерживается. Отмечается частичное делегирование полномочий, то есть передача ряда функций от руководителя к подчиненным, обладающим высоким профессионализмом.

Прямым типом реализации власти считается распорядительство. Распоряжение руководителя передается сотруднику. Указываются:

  • задачи;
  • ожидаемый результат;
  • различные инструкции и ограничения.

Распоряжение должны соответствовать оперативным целям и стратегии организации, формулироваться четко, быть обоснованными, подкрепляться ресурсами. Распоряжения бывают:

  • письменными;
  • устными;
  • смешанного типа.

Это приказы, советы, поручения, указания. Если распоряжения логичны, убедительны, стимулируются вознаграждением, сопровождаются просьбой, пожеланием, тогда их воздействие усиливается. Если же применяется силовая организация власти, действенными оказываются угрозы, агрессивные доводы.

Когда же властные полномочия проявляются чрезмерно или неверно, в организации обостряются конфликты. Реализации власти способствует влияние одних сотрудников, обладающих лидерскими качествами, на других.

Не нашли ответ?
Просто напиши,с чем тебе нужна помощь
Мне нужна помощь

Лидерство в организации

Основы лидерства образуют не документально закрепленные функциональные полномочия, а личные человеческие качества. Одни субъекты доминируют, другие подчиняются. Важно учитывать межгрупповые и межличностные отношения, что обрели в организации устоявшиеся формы.

Если лидер обладает властными полномочиями, тогда он может очень эффективно реализовывать свою власть. Так как властные полномочия определяются должностью, лидерство помогает:

  • или реализовать предоставленную власть;
  • или ускорить карьерный рост.

Учитывая поведенческие стереотипы в организации, можно высказать различные мнения по поводу лидерства. Обычно лидерством называют манеру поведения, стиль руководства при демократической или авторитарной форме управления.

Признаком сильной демократии признается децентрализация. А при автократии:

  • управление имеет слабую эффективность;
  • руководители могут смещаться.

Лидерство проявляется в разных ситуациях, зависит от поведения людей. Формируются как отдельные лидеры, так и лидерские группы. Они необходимы для улучшения совместимости сотрудников, усиления их психологической устойчивости.

Стиль руководства адаптируется к определенной ситуации. Руководителем могут применяться и лидерские качества, и властные полномочия. Лидерство основывается:

  • на общих целях;
  • на преданности подчиненных;
  • на уважении этих сотрудников, проявляемом к руководителю.

Учитываются и положения в формальной структуре, и неофициальные взаимоотношения членов коллектива. Имеют значение: во-первых, число людей, готовых последовать за лидером; во-вторых, количество сотрудников так или иначе зависящих от его решений.

Узнать цену работы

Узнай цену

своей работы