Узнать цену работы
Статьи по теме

Аксиология в педагогике

История учения аксиологии

Аксиология в педагогике

Педагогическая аксиология: перечень задач


Аксиология представляет собой одно из философских учений, которое связано с ценностями личности, отдельных групп людей и общества в целом. Оно рассматривает все виды ценностей (духовные, материальные, культурные, психологические и др.) и изучает их влияние на окружающий мир.

История учения

Описываемое понятие появилось в конце XIX столетия. Термин «аксиология» был введен философом по фамилии Лапи, который впоследствии положил его в основу нового раздела философии. Случилось это в 1902 году.

Ценностями принято считать определенные свойства, присущие различным явлениям, а также духовные ориентиры человека и события из жизни общества, которые позже оказывают значительное влияние на его развитие и поведение людей.

Аксиология имеет за своими плечами богатую историю, ведь ценности были всегда и у всех, но назывались они по-разному. Восточные мудрецы пристально изучали внутренний мир людей. Они придерживались мнения, что самое главное – это дух, являющийся аналогом духи. Древние греки выяснили, что ценности формируются по мере воспитания, поэтому на них велико влияние государства и общества. В средневековье, когда в Европе прочные позиции удерживала католическая церковь, превыше всего ставилось служение Господу. Представители эпохи Возрождения, будучи одержимыми идеями гуманизма, на весь мир заявили, что главная ценность – это человеческая личность и ее всестороннее развитие. Второй половиной XX столетия датируется появление нового философского учения. Согласно нему, ценности были представлены в качестве объектов, поддающихся научному познанию.

В аксиологии существует огромное количество концепций. Своему появлению они обязаны множеству различных подходов. Чаще всего их роль выполняют знания, воспитание и образование. С учетом того, что общество постоянно развивается, образование превращается в своеобразный инструмент, позволяющий выполнять социальный заказ. Это привело к тому, что учащиеся получают большие объемы информации, касающейся познавательной деятельности, но при этом испытывают необходимость в изучении нравственных особенностей, которая часто остается неудовлетворенной. Между тем, ценности важны для всех людей, ведь только благодаря их наличию можно жить в гармонии с окружающим миром.

Современная система образования была сформирована таким образом, что ориентирована на обеспечение оптимальных условий, в которых превыше всего ставится человеческая личность. Достижение данной цели возможно только в том случае, если происходит обращение к образовательной форме ценностей.

Аксиология в педагогике

Существует понятие «педагогическая аксиология». Оно объединяет в себе множество педагогических знаний и направлено на рассмотрение образования в качестве важной составляющей в жизни человека, которая помогает ему сформировать личностную ценностную систему.

В науке педагогическая аксиология – это основа системы взглядов учителя, где место высших ценностей отведено человеческой жизни, педагогической деятельности, обучению и образованию. Наличие подобных знаний способствует быстрому формированию ценностного сознания и влияет на поведение человека.

Ценностное сознание является высшим уровнем психологической саморегуляции. Индивид, который находится на нем, подвержен постоянным изменениям совокупности как чувственных, так и умственных образов. Данная форма сознания носит мотивационный характер, который основан на ценностях и является довольно простым. О его наличии говорит высокая социальная активность человека и склонность к наблюдению за собой со стороны.

Существует понятие «ценностное отношение». Оно представляет собой комплексную форму образования, в основе которой лежит приобретенный ранее опыт. При помощи ценностного отношения можно предугадать поведение человека, касающееся достижения ближайших и отдаленных целей с учетом общественных ценностей.

Если же говорить о ценностном поведении, то это все действия человека, во время совершения которых он руководствуется существующими устоями и правилами. Оно является способом выражения духовного мира и демонстрации обществу собственной системы ценностей. Следует подчеркнуть, что речь идет именно о сформированной системе, а не простейших правилах морали и поведения в обществе.

Педагогическая аксиология: перечень задач

Среди задач, поставленных перед современной аксиологией в области педагогики, необходимо выделить:

• Оценку истории образовательной практики и педагогической теории, основанную на установленных общественных ценностях;

• Разработку ценностных подходов к выяснению путей развития образовательных процессов;

• Выявление ценностной основы образования, являющейся отражением его аксиологической сути.

Смотрите также:

Апробация работы

Личностно-ориентированный подход в образовании

Личность в современной педагогической науке

Личность ребенка как субъект и объект воспитания

Узнать цену работы
Узнай цену
своей работы
Нужны оригинальность, уникальность и персональный подход?
Закажи свою оригинальную работу
УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ