Глоссарий по педагогике
Перечень систем, программ, принципов и методик
Знание педагогических терминов требуется каждому работнику сферы образования. Ниже будут приведены списки основных понятий.
Общий перечень
• Анализ учебного занятия – эффективный способ изучить и систематизировать опыт, представляющий собой детальный разбор содержания уроков и их составляющих, который приводит к совершенствованию работы педагога.
• Воспитание – одна из форм целенаправленного влияния на ребенка с целью передачи ему жизненного опыта, принимающего непосредственное участие в формировании ценностной системы личности.
• Дополнительное образование детей – одна из составляющих непрерывной образовательной системы, дающая дополнительные возможности для всестороннего развития учащегося, а также позволяющая ему реализовать себя в области учебы и творчества.
• Конспект занятия – разновидность развернутого плана, представленная в виде письменного изложения учебной информации: поставленных задач, вопросов к учащимся, методических схем.
• Методист учреждения образования – педагог, который по роду своей деятельности обязан разрабатывать методы повышения эффективности образовательно-воспитательного процесса, составлять и систематизировать методические материалы, заниматься планированием и прогнозированием.
• Методическая записка – дополнительная информация к методическим материалам, представленная в письменной форме.
• Методическое описание – изложение сути протекающего воспитательного процесса с подробным описанием событий.
• Методическая памятка – результат работы методистов, представляющий собой список действий педагога, его обязанностей и ряд профессиональных рекомендаций.
• Образование – важнейшая область жизни общества, нахождение в которой способствует всестороннему личностному развитию вследствие получения культурного опыта и освоения его ценностей.
• Одаренность – набор природных способностей, которые позволяют успешно заниматься определенным видом деятельности.
• Педагогическая технология – один из комплексных подходов, направленный на создание, применение и определение уровня усвоения знаний учащимися, который учитывает объем затрачиваемых ресурсов и должен повысить эффективность образовательного процесса.
• Самоанализ – работа личности над собой, результатом которой является выявление собственных достоинств и недостатков, а также выбор путей, приводящих к формированию более высоких ценностей.
• Средство воспитания – один из источников, требующийся для личностного формирования.
• Средство обучения – источник, позволяющий получить определенные умения и усвоить знания.
Перечень систем, программ, принципов и методик
• Авторская образовательная программа – разновидность дополнительной образовательной программы, разработанная педагогическим коллективом или одним педагогом, отличительными чертами которой являются прогрессивность и новизна.
• Воспитательный метод – один из способов построения отношений между педагогом и учащимися, позволяющий удовлетворить социальные потребности ребенка и оказывающий определенное влияние на формирование его личности.
• Методика обучения – комплексно представленные обучающие методы.
• Метод обучения – педагогические приемы, которые взаимосвязаны между собой и являются отражением результатов работы педагога с учащимися.
• Образовательная программа – официальный документ, в котором изложены основы деятельности учреждения образования, приведен список методических и организационных способов ведения образовательного процесса, описаны условия и приведены актуальные цели.
• Принципы воспитания – перечень требований, выдвигаемых по отношению к образовательно-воспитательному процессу, который представлен в виде правил и норм, соблюдение которых требуется при создании и реализации плана воспитательной работы.
• Принципы обучения – список идей и требований к учреждению образования, а также учебному процессу, ведущемуся в нем.
• Экспериментальная образовательная программа – разновидность образовательной программы, при проведении которой содержание и методы обучения могут быть изменены с целью повышения эффективности педагогической деятельности.