Критерии организационной культуры
- Организационная культура в современном мире
- Характерные особенности анализа организационной культуры
Организационная культура в современном мире
За современным менеджментом укрепилось достаточно устойчивое понимание организационной культуры, основным элементом которого выступает ее многофункциональность и разный уровень системы, включающей в себя противоречивость существующей действительности.
Организационная культура – это многоплановое понятие, которое охватывает все сферы человеческой деятельности. Организационная культура отличается рядом важных особенностей:
- организационная культура – это особый уровень отношений, формирующихся внутри коллектива, а также нормы поведения, освещенные обычаями и традициями представителей определенной этнической группы и разных социальных групп.
- организационная культура – это набор определенных методов технологического отношения к организации, культурным ценностям и особенностям поведенческих реакций. Стоит отметить, что ролью организационной культуры является не только регулировка социального опыта, а еще и развитие наиболее устойчивых когнитивных и художественных традиций, образных представлений и понятий о прекрасном, отношение к обществу и тому подобное.
- в понимании обывателя термин организационная культура, как правило, ассоциируется с вежливостью и образованностью. Из этого следует, что в повседневной жизни организационная культура отождествляется с неким набором исторически сложившихся ценностей, эталон совершенства к которому общество должно стремиться.
В современном обществе термин организационная культура считается одним из популярных как в обыденном языке, так и в научном понятийном аппарате.
Характерные особенности анализа организационной культуры
Ведущие критерии анализа показателей организационной культуры:
- Плотность. Является относительной величиной, которая обозначает вес организационной культуры, признаваемой сотрудниками этой организации;
- Отделимость взглядов друг от друга. Этот критерий демонстрирует число ведущих положений, ценностных направлений, норм, традиций и т.п., которые всецело принимаются сотрудниками организации;
- Объем. Эта величина демонстрирует численное отношение сотрудников, для которых один из видов организационной культуры может быть ведущим, к единому числу сотрудников компании;
- Конфликт субкультур. Это положение, которое за основу воспринимает не одну организационную культуру, а сразу несколько;
- Сила. Это форма выражения организационной культуры и уровень ее воздействия на поведенческие факторы сотрудников.
Выделяются три основных составляющих организационной культуры:
- Основные умозаключения, которых придерживаются сотрудники организации в своих действиях и поведении. Они нередко взаимосвязаны с особенностями восприятия человеком окружающей среды.
- Система ценностей, которым следует сотрудник. Ценности могут определять наиболее приемлемую или не приемлемую стратегию поведения в конкретной ситуации. Принятые ценности помогают сотруднику осознавать, как именно ему нужно действовать в определенный момент времени.
- Символика, помогающая передавать ценностные ориентации другим сотрудникам организации.